Психологи: премии и подарки подрывают мотивацию людей, а не улучшают её

Начальники по-прежнему уверены в действенности финансовых поощрений, хотя последние на самом деле только ослабляют мотивацию подчинённых, заставляя их чувствовать себя обязанными.

Начальники по-прежнему уверены в действенности финансовых поощрений, хотя последние на самом деле только ослабляют мотивацию подчинённых, заставляя их чувствовать себя обязанными.
Фото Global Look Press.

Станет ли ребёнок лучше себя вести, получив очередную игрушку, или будет ли работник качественнее выполнять свои обязанности, если поощрить его премией? Многие уверены, что да. И, как оказалось, ошибочно.

Несмотря на то, что многие психологи в последние годы всё чаще говорят о негативном воздействии внешних стимулов на внутреннюю мотивацию людей, большая часть нашего общества по-прежнему считает их залогом успеха. В частности, когда речь заходит о работе. Так, начальники стараются за счёт денежных премий повысить мотивацию сотрудников к более быстрому и качественному выполнению своих обязанностей. Но выясняется, что такой метод работает прямо противоположным образом.

Ранее команда психологов и социологов из Университета Рединга (Великобритания) провела эксперимент, который показал, что, если предложить работникам финансовые и другие выгоды, это действительно улучшит производительность труда. Однако такой эффект будет краткосрочным, а в будущем сотрудники станут менее заинтересованными в качественном выполнении своих обязанностей.

Руководитель исследования Коу Мураяма (Kou Murayama) полагает, что общество просто не понимает основополагающих принципов мотивации. "Наша работа показывает, что мы должны исправить существующее заблуждение о том, как работает метод кнута и пряника, чтобы достичь устойчивого уровня мотивации среди работников", — отметил он.

В ходе нового исследования учёные решили проверить, чего ожидают люди от применения мотивационных методов и насколько их суждения совпадают с реальностью. Сотни участников эксперимента ознакомились с предыдущим исследованием, после чего их попросили сделать прогноз, какими будут его итоги.

По "условиям задачи" двум группам людей было предложено сыграть в игру, при этом первой группе за это выдавалось вознаграждение, а второй – нет. Затем обе группы попросили сыграть в игру снова. 62,5% посчитали, что вознаграждение окажется сильным мотивационным толчком, и первая группа, получившая стимул, согласится сыграть в игру ещё раз. Однако на самом деле результат исследования оказался обратным.

Примечательно, что те добровольцы, которые сделали неправильное предположение, были более твёрдо уверены в своих ответах, чем те, кто составил верный прогноз.

По словам психологов, вознаграждение на самом деле "работает" иначе, чем все привыкли думать. Как объясняют психологи: премия подрывает мотивацию человека, поскольку вызывает у него подсознательное чувство долга – человек считает, что его автономия находится под угрозой, и ему инстинктивно не нравится такое состояние.

Кроме того, люди, получающие некую награду, как правило, сосредотачиваются на ней самой гораздо больше, чем на выполнении поставленной задачи.

Как отмечает Мураяма, его команде понадобятся новые эксперименты, которые имитировали бы реальные жизненные ситуации. Но уже понятно, что результаты британских исследователей применимы ко многим сценариям – рабочим отношениям, процессу обучения, а также воспитанию детей.

Станет ли ребёнок себя лучше вести, получив очередную игрушку, или будет ли студент более добросовестно готовиться к экзамену, если поощрить его хорошей оценкой? На эти вопросы, говорят авторы работы, теперь можно смело отвечать отрицательно.

Для повышения мотивации учёные советуют, в первую очередь, уважать автономию оппонента, а также искать новые "схемы поощрения" (к примеру, улучшение условий труда, если речь идёт о работе). Также психологи намерены изучить, каким образом и какие именно стимулы могут быть преобразованы во внутренние желания человека: по их мнению, такая стратегия окажется гораздо более действенной и долгосрочной.

Подробнее исследование описывается в научной статье, вышедшей в специализированном издании Американской психологической ассоциации Motivation Science.

Кстати, ранее психологи доказали, что командный дух на рабочем месте могут поднять ритмичные мелодии, а метод кнута и пряника бесполезно применять в воспитании детей.