Херсонес не отдадут РПЦ до создания помещений для экспонатов

Знаменитый Херсонес Таврический оказался в центре большой дискуссии. Крымская епархия попросила передать ей всемирно известный музей-заповедник, внесенный в перечень особо охраняемых объектов ЮНЕСКО. Директор "Херсонеса" уверена, что передача музея церкви повредит ему.

Знаменитый Херсонес Таврический оказался в центре большой дискуссии. Крымская епархия попросила передать ей всемирно известный музей-заповедник, внесенный в перечень особо охраняемых объектов ЮНЕСКО.

В Заксобрании Севастополя считают, что для решения возникшей проблемы потребуются сложные и длительные переговоры. Директор "Херсонеса" уверена, что передача музея церкви повредит ему. Как сохранить уникальный исторический и культурный объект?

Импульсом общественной дискуссии о судьбе объектов музея-заповедника "Херсонес Таврический" стал повторный запрос Симферопольской Крымской епархии в Росимущество. Епархия просит ведомство передать ей 24 объекта заповедника в безвозмездное пользование.

Речь идет передаче храмов и строений, которые до революции принадлежали церкви.

"Сейчас единственная просьба, которой присоединяется и патриарший совет по культуре — это давать возможность в храмах монастыря, в храмах 19 века проводить богослужения, такова наша позиция", — сообщил Тихон Шевкунов, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

По закону, настаивает церковь, она имеет право претендовать на объекты Херсонеса, так как все они принадлежали ей до революции и никаких новых гражданских построек за 100 лет здесь не появилось.

"Сегодня Симферопольская Крымская епархия исполняет закон РФ. Все здания и сооружения, которые находятся на территории Херсонеса сегодня — это здания бывшего Владимирского Перворазрядного мужского монастыря", — говорит Сергей Халюта протоиерей, благочинный Севастопольского церковного округа.

Сложность дискуссии еще и в том, что Херсонес — место совершенно уникальное. Его античное историко-архитектурное значение — в 2013 комплекс был внесен в список объектов ЮНЕСКО, а протяженность раскопок здесь сотни метров — сопрягается с историческим местом, где произошел цивилизационный выбор России.

Здесь крестился князь Владимир. А православие было осмысленно как метафизическая модель развития страны. Президент Путин даже сравнил Херсонес с Храмовой горой, а в декабре 2015-го специальным указом отнес его к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

Так что к решению такого вопроса нужно относиться очень бережно и осторожно.

"Моя позиция очень проста: всё, что принадлежало церкви, нужно вернуть церкви, но надо понимать, что это не должно вступать в противоречие с сегодняшней реальностью", — отметил Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству.

"Херсонес — это не только собор недавно установленный, не только комплекс зданий, это еще и уникальный комплекс раскопок. Археология, которая гораздо древнее, чем православная церковь. То есть любое принимаемое решение должно будет обязательно учитывать интересы музея, и он будет работать в любом случае", — заявил Владимир Аристархов, первый заместитель министра культуры России.

Вопрос о передаче объектов собственности Херсонеса следует отложить. Так считает директор заповедника.

"Никогда нет двух одинаковых ситуаций, всегда главный вопрос, на который мы должны ответить — это вопрос разумности. Все эти помещения, о которых идет речь в обращении, они находятся на памятниках археологии. Что называется, Херсонес еще не докопан", — рассказала Светлана Мельникова, директор государственного историко-культурного музея заповедника "Херсонес Таврический".

Церковь в свою очередь призывает не политизировать вопрос. Ведь речь идет только о передаче храмов и монастырских строений, а не других объектов. Тем более музейных коллекций.

"Пока не будут построены и переданы помещения для экспонирования драгоценнейших экспонатов, в том числе связанных с античностью, речи о передаче быть не может", — отметил Тихон Шевкунов, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

В министерстве культуры также считают, что до того как музей получит равноценные здания, говорить о процедуре передачи объектов невозможно.