Виртуальная реальность помогла ослабить страх смерти

У некоторых людей, испытавших ощущение "отделения от тела", уменьшается страх смерти.

У некоторых людей, испытавших ощущение "отделения от тела", уменьшается страх смерти.
Иллюстрация Plos.org/Mel Slater.

Исследователи решили спровоцировать околосмертные переживания при помощи VR-технологии, чтобы понять, может ли такая иллюзия ослабить страх смерти.

Исследователи решили спровоцировать околосмертные переживания при помощи VR-технологии, чтобы понять, может ли такая иллюзия ослабить страх смерти.
Фото Mel Slater.

У некоторых людей, испытавших ощущение "отделения от тела", уменьшается страх смерти.
Исследователи решили спровоцировать околосмертные переживания при помощи VR-технологии, чтобы понять, может ли такая иллюзия ослабить страх смерти.
VR-технологии находят всё более широкое применение, и не только в сфере развлечений. Одно из новых направлений – борьба с фобиями и страхами. В частности, оказалось, что виртуальная реальность способна ослабить один из самых сильных страхов человека – боязнь смерти.

VR-технологии находят всё более широкое применение – от лечения психологических травм до помощи в медитации. Ранее также высказывалось предположение, что при помощи VR-очков можно лечить различные фобии.

Новое исследование команды учёных, работающей под руководством Мэла Слейтера (Mel Slater) из Университета Барселоны, подтвердило эту догадку. Причём речь идёт о, пожалуй, самом серьёзном страхе – боязни смерти.

Ещё с древних времён людям знакомо такое понятие как околосмертные переживания. Они могут возникать в ходе событий, угрожающих жизни (например, при клинической смерти, которая, к слову, безболезненна), и проявляются как ощущение выхода из физического тела или за пределы пространства и времени, эйфория, видения, чувство перемещения и многое другое. Зачастую люди, пережившие такой опыт, меняются, в том числе у них уменьшается страх перед смертью.

Исследователи решили спровоцировать подобные внетелесные переживания при помощи технологии виртуальной реальности, чтобы понять, может ли такая иллюзия ослабить фобию.

Исследователи решили спровоцировать околосмертные переживания при помощи VR-технологии, чтобы понять, может ли такая иллюзия ослабить страх смерти.

В эксперименте приняли участие 32 женщины-добровольца. Им надели VR-очки, подключили к датчикам движения и вибрирующим устройствам и попытались создать иллюзию выхода из физического тела. Любые движения человека в этом состоянии синхронизировались с движениями аватара – "виртуального тела", которое на этом этапе было перед глазами участниц.

Чтобы человек почувствовал реальность своего второго тела, учёные дополнили картинку тенями и отражениями, а также применили физическое воздействие на участниц эксперимента. К примеру, когда ноги аватара касался мяч, то же самое ощущение (за счёт вибрации в месте прикосновения) испытывал доброволец.

Таким образом исследователи убеждали участниц, что виртуальное тело принадлежит им. После этого последовала главная часть работы: на этот раз добровольцы увидели своё тело как бы со стороны (сверху), а не "от первого лица". При этом одна группа испытуемых по-прежнему чувствовала вибрацию от "прикосновения" виртуального мяча, а вторая – нет. Более того, у второй группы движения реального тела и аватара перестали синхронизироваться.

Затем всех участниц попросили заполнить анкету и рассказать об ощущениях во время эксперимента. Среди прочих вопросов был и вопрос, боятся ли они умереть. Оказалось, что после смены угла обзора (при виртуальном выходе из собственного тела) добровольцы испытали то самое внетелесное переживание, однако у первой группы оно было более слабым, чем у второй. При этом у второй группы значительно снизился страх смерти. Вероятно, этот обман мозга заставил их думать, что жизнь после смерти возможна и без негативных последствий, делают вывод испанские исследователи.

Примечательно, что боязнь умереть в молодости сохранилась одинаковой у представителей обеих групп.

Исследователи признают, что пока не совсем понятно, может ли подобная "терапия" помочь людям, находящимся при смерти (например, в хосписах), или с серьёзными фобиями. От них, кстати, можно избавиться во сне или в прямом смысле удалить из мозга. Также неясно, насколько оправдано использование анкетирования после эксперимента, ведь ответы не могут определить силу влияния на убеждения человека.

Научная статья с подробным описанием эксперимента и его результатов опубликована в журнале PLoS ONE.

Напомним, что ранее VR-технологии помогли парализованным людям сделать первые шаги после травмы. Также учёные доказали, что ощущение невидимости похоже на фантомные боли.