Трагедия, которой удалось избежать

24 апреля над Московской областью могла произойти авиакатастрофа. Ту-154, у которого не убрались вовремя шасси, сошел с курса и стал сближаться с пассажирским Boeing. В общей сложности оба самолета имели на борту порядка 300 человек. Трагедия не произошла из-за оперативных действий диспетчера.

24 апреля над Московской областью могла произойти авиакатастрофа. Ту-154, у которого не убрались вовремя шасси, сошел с курса и стал сближаться с пассажирским Boeing. В общей сложности оба самолета имели на борту порядка 300 человек. Трагедия не произошла из-за оперативных действий диспетчера. Имя героя – Илья Куракулов. Хотя он сам героем себя не называет, говорит, что просто делал свою работу.

В подобных ситуациях счет обычно идет на секунды, но на размышление у авиадиспетчера Ильи Куракулова не было даже нескольких мгновений – все ЧП от начала и до конца длилось ровно 15 секунд. Ту-154, взлетев из Внукова, набирает высоту. Пилот забывает убрать шасси. От этого критически падает скорость. Были все шансы, что машина в итоге окажется в плоском штопоре, из которого гражданский самолет вывести нельзя.

Законы аэродинамики одинаковы и для легкой радиоуправляемой модели, и для многотонного Ту-154 – в его салоне в этот момент находились несколько десятков человек. Не убрав шасси и потеряв скорость, Ту-154 не вышел на нужную высоту. А по этому же воздушному пути уже во Владивосток летел другой самолет – Boeing, но ниже и на удалении четырех километров. Лишь грамотные действия Куракулова смогли предотвратить столкновение в воздухе. В двух самолетах находились в общей сложности 300 человек.

Ситуации нештатного сближения обычно отрабатываются на тренажерах. Пилоты Boeing на команду диспетчера отреагировали молниеносно и прекратили набор высоты. Совсем по-другому было с экипажем злополучного Ту-154. Помимо того что он допустил грубую ошибку в управлении самолетом, он не сразу откликнулся на позывные. Как объясняет сам пилот Ту-154, он отдавал команду убрать шасси. Ее выполнение второй пилот подтвердил, но не проверил подтверждение бортинженера, как это должно было быть.

"Я дал команду убрать шасси. В процессе взлета я выдерживал другие параметры. У меня индикаторы о сигнализации, выпущены или убраны шасси, отсутствовали. Я не знал, что шасси не убрались. Начал гасить скорость, чтобы убрать их. Погасив скорость, самолет, который был в наборе высоты, стал терять ее. Я это заметил и предотвратил снижение", – рассказал Сергей Ронин, пилот Ту-154 авиакомпании "ЮТэйр".

Диспетчера Илью Каракулова Росаэронавигация намерена представить к государственной награде. Действия же экипажа Ту-154, которые едва не привели к одной из самых страшных катастроф в истории гражданской авиации, будет оценивать специальная комиссия. Но максимум, что грозит пилотам по закону, – лишение права управления воздушными судами, то есть потеря работы. Ровно на один год.