Казахстан стал уникальной площадкой для решения мировых проблем

24 января в столице Казахстана Астане завершились двухдневные межсирийские переговоры. Встречу готовили несколько недель. Уже сам факт того, что за один стол удалось усадить представителей Башара Асада и вооруженной сирийской оппозиции, – огромный прорыв. Фактически это было знакомство.

24 января в столице Казахстана Астане завершились двухдневные межсирийские переговоры. Встречу готовили несколько недель. Уже сам факт того, что за один стол удалось усадить представителей Башара Асада и вооруженной сирийской оппозиции, — огромный прорыв. Фактически это было знакомство.

Задолго до начала встречи вопрос рассадки за столом переговоров — настоящая головная боль организаторов. Часть переговорщиков категорически против сидеть не то что рядом, а даже друг напротив друга. Впервые за 6 лет войны за одним столом должны оказаться официальный Дамаск и вооруженная оппозиция. Проще говоря, те, кто все это время сталкивался только на многочисленных полях сирийских сражений. До последней секунды не было уверенности, удастся ли такой примирительный жест.

В результате российская делегация располагается по центру, слева от нее — принимающая сторона, далее — Иран и представители сирийского правительства, напротив — оппозиция и Турция. Между ними и Дамаском — спецпредставитель ООН Стаффан де Мистура и посол Америки в Казахстане.

Не случайно именно Астану Владимир Путин предложил в качестве площадки для таких колючих переговоров. И совершенно осмысленно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев согласился на такой рискованный шаг. "Мы рады содействовать", — подчеркнул он.

Казахстан сегодня — абсолютно уникальная площадка. Здесь согласовывалась иранская ядерная программа, при непосредственном участии Назарбаева налаживались отношения между Россией и Турцией.

Главный военный итог переговоров: Россия, Турция и Иран создают трехсторонний механизм для контроля режима прекращения огня. Для этого страны-гаранты учредят совместную оперативную группу. Ее работа начнется уже в следующем месяце. И, кстати, именно в Астане.

"Астана — это площадка для прямых переговоров правительства и вооруженной оппозиции", — отметил глава российского МИД Сергей Лавров.

При этом некоторые очень важные результаты переговоров не нашли отражения в итоговом документе — просто потому, что такие вещи на бумагу не заносят. Так в результате двухдневного марафона вооруженная сирийская оппозиция признала Россию гарантом и надежным партнером.

В Астане были представлены около 15 группировок. Наиболее известная фигура — Мухаммад Алюш, один из лидеров "Джейш аль-Ислам" – "Армии Ислама" (запрещенная в РФ организация) — а это почти 20 тысяч бойцов.

"Мы надеемся и хотим, чтобы Россия и дальше играла позитивную роль в деле установления мира, а также в поддержке реального справедливого политического процесса", — сказал Алюш.

Еще один важный момент: в Астане российская делегация передала представителям вооруженной оппозиции наш проект новой сирийской Конституции. "Мы учли пожелания всех сторон", — подчеркнул Сергей Лавров.

Сам факт того, что вчерашние боевики согласились ознакомиться с московской трактовкой основного закона, говорит многое о переломе в отношениях. Впрочем, политическое урегулирование — дело будущих дней. Для начала необходимо покончить с террористами.

Для этого военным переговорщикам наконец удалось четко на карте отделить оппозицию от радикальной группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) (запрещенная в РФ организация). Следующий шаг — определение мест дислокации "Джебхат ан-Нуср (запрещена в РФ)ы" (запрещенная в РФ организация). Но с этим вопросом все несколько сложнее.

"Главное — то, что подписана финальная декларация. А если кто-то недоволен, то он неправ", — считает Башар Джафари, постоянный представитель Сирии при ООН.

Позиция России максимально последовательна: процесс должен быть открытым. С возможностью присоединиться к нему для любой из заинтересованных сторон. Например, для арабских стран. И того же Вашингтона.

Уже сейчас свою состоятельность продемонстрировала новая конфигурация силы в форме треугольника Россия – Турция – Иран, которая, безусловно, также имеет известное количество острых углов, что, впрочем, компенсируется реальным желанием договариваться.