Черный пиар – в духе СМИ Америки: почему бизнесмен из РФ судится с BuzzFeed

Российский бизнесмен Алексей Губарев подал в суд на американское сетевое издание BuzzFeed и его главного редактора Бена Смита. Владелец IT-компании EXB Holding считает, что журналисты нанесли колоссальный ущерб его репутации, поскольку упомянули его имя в компромате на Дональда Трампа.

Российский бизнесмен Алексей Губарев подал в суд на американское сетевое издание BuzzFeed и его главного редактора Бена Смита. По информации CNN, владелец IT-компании EXB Holding считает, что журналисты нанесли колоссальный ущерб его личной и профессиональной репутации, поскольку упомянули его имя в компромате на Дональда Трампа. Какой компенсации требует россиянин?

В разговорной речи это называется "переобуться в воздухе". Как только претензия Алексея Губарева к BuzzFeed превратилась в судебный иск, пресс-секретарь издания заявил, что имя бизнесмена, которого только накануне назвали "значительным игроком, завербованным российскими спецслужбами", удалили с сайта и принесли извинения. То есть вот так просто – ну, ошиблись, с кем не бывает.

"Мы были шокированы, когда увидели свои имена в докладе. Никто из правоохранителей никогда не связывался со мной по поводу этой истории. Так же, как и журналисты, которые представили эту публикацию, не пытались проверить у меня опубликованные данные. Я до сих пор не понимаю, почему наши имена оказались там. Это фейковая новость", — рассказывает бизнесмен, владелец XBT Holding Алексей Губарев.

При этом журналисты признались, что информацию перед опубликованием даже не проверяли. Да и зачем, если никто не жаловался. Выходит, публикуют в BuzzFeed все, что попадает в руки редакции. Разбирайтесь, мол, сами, чему тут можно верить. Но источников, конечно, никто не раскроет. Это как если бы врач перечислил все симптомы, а пациент как-нибудь сам решил, что за недуг и как с ним бороться.

Но если для читателя BuzzFeed итогом станет лишь кризис доверия к авторам, то у фигурантов доклада — проблемы более материальные. Алексей Губарев возглавляет компанию по предоставлению IT-услуг. Если просто — продает места под хранение информации на 16 тысячах серверов клиентам в 40 странах мира, в том числе и в США.

"Сами понимаете: клиенту, который будет размещать все свои фотографии, всю свою деловую и финансовую переписку, важно, чтобы информация никуда не ушла. А здесь, если узнают, что какая-то компания имеет центр обработки данных, и у нее утекла информация куда-то налево, я не думаю, что кто-то пойдет у этой компании в этом облаке обрабатывать свои данные. И это будет большой удар. Компания, у которой, может быть, был миллион абонентов, враз потеряет половину", — объясняет Александр Бражников из Союза защиты информации.

У таких публикаций, говорят юристы, вовсе не обязательно должны быть заинтересованные спонсоры со стороны. Даже если американский суд удовлетворит иск Алексея Губарева, BuzzFeed заплатит лишь 15 тысяч долларов. Явно меньше, чем он заработал на внимании к той самой фейковой публикации. Пиар, как известно, хорош, даже если он черный.

"Здесь, наверное, идет борьба интересов. Вот юрист в издательстве говорит: "Это делать ни в коем случае нельзя. Это грозит нам разбирательствами, возможно, даже более неприятными вещами". А человек, который отвечает за поднятие рейтинга, который заинтересован, говорит: "Да, может, пронесет", — объясняет ситуацию юрист Александр Сковородко.

Впрочем, для самого издания эта история на тяжбе с Губаревым, скорее всего, не закончится. Сразу после публикации доклада президент Трамп назвал BuzzFeed "никчемной кучей мусора", а журналистов – "лживыми людьми". И будет ли ему достаточно извинений главреда, еще вопрос.