Театральную академию сотрясает кадровая война

В Москве бурлит крупнейший в России и во всей Европе театральный институт. Педагоги и студенты РАТИ – ГИТИСа потрясены увольнением ректора Марины Хмельницкой. Мотивы этого кадрового решения не ясны. Исполнять обязанности ректора было предложено Юрию Шерлингу, но назначение не прошло.

В Москве бурлит крупнейший театральный институт. Крупнейший не только в нашей стране, но и во всей Европе. Педагоги и студенты Российской академии театрального искусства – РАТИ-ГИТИСа – потрясены увольнением ректора Марины Хмельницкой. Мотивы этого кадрового решения не ясны: по контракту Хмельницкая должна была возглавлять вуз до конца этого года. Исполнять обязанности ректора было предложено Юрию Шерлингу, но это назначение не прошло.

Никто так и не понял, что произошло в Российской Академии театрального искусства. Зачем-то уволили ректора, Марину Хмельницкую. "Я не понимаю, почему с нами так поступили. Я не пониманию, почему ни с одним человеком ГИТИСа никто не посоветовался. Вы же понимаете, что это какая-то гигантская провокация. Ну, вы это понимаете. Вы могли назначить клоуна, завхоза – было бы лучше", – возмущался Евгений Каменькович, художественный руководитель режиссерской мастерской института.

Представителю Минкульта РФ, директору департамента науки и образования министерства Олегу Неретину пришлось даже оправдываться за неудачное кадровое решение: "Если вы хотите услышать, что мы допустили какую-то кадровую ошибку, можете считать, что да. Что я ответил: да, что допустили. По крайней мере, поступили не очень гибко".

Назначенный вместо Хмельницкой и.о. ректора Юрий Шерлинг сегодня в институте так и не появился. Откуда этот человек, не знают и сами преподаватели. Бизнесмен, хореограф, режиссер, он должен был исправить недочеты в учебном процессе, но к делу так и не приступил. "Надо было пристроить этого самого господина, я так думаю", – предполагает профессор Алексей Бартошевич, заведующий кафедрой истории зарубежного театра РАТИ.
- А вы что-то о нем знаете?
- Ничего не знаю, что уже, кстати говоря, кое-что значит.

В администрации ГИТИСа волнуются: с господином Шерлингом пропала печать и уставные документы института. "По закону ему передана гербовая печать и учредительные документы. Отданы под роспись. Но так как он отказался, он должен вернуть это все", – беспокоится Ирина Скрипкина, управляющая делами вуза.

В холлах, аудиториях студенты живо обсуждали происходящие события. Все ждали собрания, на котором должно было решится, кому же останется ГИТИС. "Есть в том числе и серьезные ценности. Да. Это вот этот старинный замечательный намоленный особняк в Николо-Песковском переулке. Это учебный театр ГИТИСа, который находится в Большом Гнездниковском. Не исключено, что, может быть, какие-то злые силы хотели как-то поиграть в эту игру", – считает Игорь Овчинников, доцент кафедры менеджмента сценического искусства Академии.

Финальное заседание назвали расширенным ученым советом. В актовом зале присутствовал цвет российского театрального искусства – актеры, режиссеры, профессора и студенты. Под аплодисменты был зачитан приказ об увольнении Юрия Шерлинга.

Здесь же к своим обязанностям приступила новый ректор с приставкой и.о., уважаемый в РАТИ человек Карина Мелик-Пашаева, которая не сдерживала своих эмоций и очень благодарила прессу за помощь: "Благодаря вам случилось невозможное: был назначен человек, а сегодня человек ушел. Значит, сила коллектива оказалась важнее".

Уже в понедельник ГИТИС заживет привычной жизнью. За выходные уладят ряд формальностей, изменят штатное расписание. Но главный вопрос так и останется висеть в воздухе – кому и зачем понадобилось производить такие кадровые решения в уважаемом институте?