Павленский: скандальный акционист не собирается ссориться с властями Франции

Поджигатель дверей ФСБ на Лубянке и разрушитель брусчатки на Красной площади дал первое большое интервью с момента бегства во Францию. И не удивил.

Поджигатель дверей ФСБ на Лубянке и разрушитель брусчатки на Красной площади дал первое большое интервью с момента бегства во Францию. И не удивил.

Петр Павленский называл себя акционистом. И акционизм у него всегда был формой протеста государственному строю. Ему, видимо, это льстило. И он никуда не убегал — даже после того, как запылали лубянские двери. Пережил и СИЗО и психиатрические экспертизы. Всегда — при максимальном внимании журналистов, которые, так или иначе, работали на его образ политического мученика.

Но вдруг план дал сбой — из-за актрисы Театра.doc Анастасии Слониной. Образ начал разрушаться. Шутка ли — обвинение в насильственных действиях сексуального характера. Да еще и сообразили на троих. Риски — очевидны.

Как он сам объяснил: "Все десять лет каждому, с кем будешь встречаться где-то в лагере, будешь рассказывать, как стал жертвой оперативной разработки".

Последняя фраза объясняет, почему Петр Павленский не удивил. Даже из абсолютно криминальной и постыдной статьи он пытается выжать для имиджа максимум. И списать всё на кровавый режим.

Изображая жертву, Петр Павленский, увы, становится предсказуем. И обвинения по "грязной" – цитата — статье объясняет привычно: гонениями на "чистое" искусство.

"Я признаю, что это хороший ход со стороны аппарата власти и их пособников. Потому что это сделано аппаратом власти и в интересах аппарата власти, но в значительной степени сделано пособниками. Это не мои предположения — это факты", — заявил Павленский.

Любопытно, что, используя терминологию свеже-эмигрировавшего художника, "пособниками власти" он назначает тех, с кем еще вчера держал оборону на едином несистемно-либеральном фланге.

В опубликованном на портале Кольта.ру интервью досталось всем. И адвокату, посмевшему представлять интересы артистки Слониной. И коллегам, вступившимся за ее предположительно попранную честь. А главное, Театру.doc, где еще недавно Павленский читал лекции. Теперь говорит, что театр псевдо-оппозиционный, с полицией сотрудничает, на телевидении мелькает. Не иначе как — продались.

"Человеку нужно. У него безвыходное положение, у Пети. Поэтому он скандалит. Давайте не будем!"- попросил Михаил Угаров, художественный руководитель Театра.doc.

Скандалить с далеко идущими последствиями Петр Павленский, конечно, неплохо научился. Отрезал мочку уха, голышом оборачивался в колючую проволоку. Наконец, холодным ноябрьским утром намертво зафиксировал собственную плоть на уличной брусчатке.

При этом, чем более кровавой была акция, тем больше ее автора соратники превозносили. Отказываясь видеть в якобы художнике — банального членовредителя. Который теперь в интервью после скандала — недоумевает: ну, какой же он герой? Оказывается, это слово он вовсе считает оскорбительным. А если кому и нравилось писать с Павленского икону — так это дело их личной совести.

"Ему лучше продолжать обвинять некий какой-то "кровавый режим", официальные позиции властей в России. Но при этом надо учитывать, что то, что устраивал Павленский, все вот эти вот свои скандальные акции, в том числе, на Красной площади, в принципе, согласно действующему законодательству, его могли упрятать просто за решетку. Но этого никто не сделал. Поэтому даже по этой причине его заявления и обвинения в адрес властей России, они выглядят очень сомнительными", — считает Дмитрий Фетисов, политический консультант.

Логично было бы предположить, что непримиримый к любой, как он всегда подчеркивал, власти Петр Павленский продолжит дело собственной жизни — уже во Франции. Где вместе с политическим убежищем, которого намерен просить, обретет и новое пространство для самовыражения.

Подожжет двери французского Директората внутренней безопасности, например. Или рот зашьет напротив Собора Парижской Богоматери. Но в этот раз он собирается поступить иначе. Говорит, встретится с чиновниками. Расскажет историю о гонениях на родине. А дальше – цитата – "посмотрим".

"Он будет пытаться заработать на своей якобы псевдо-оппозиционности, на своем статусе якобы гонимого оппозиционера. Конечно, будет пытаться монетизировать это. Причем надо понимать, что здесь он тоже монетизировал свою якобы-оппозиционность. Он будет пытаться рассказывать, что его здесь преследуют. Что против него провокации устраивают. То есть будет всячески себя пытаться представить в роли невинной жертвы. Хотя очевидно, что этот человек совершил, по меньшей мере, несколько правонарушений и, скорее всего, преступление", — уверен Павел Данилин, руководитель Центра политического анализа.

Готова ли охваченная предвыборными страстями Франция платить за подобные откровения, — большой вопрос. Libération, конечно, уже выпустила статью о художнике — под "прицелом российских властей", — но тон далек от восхищенного.

Кстати, в своем пространном интервью Петр Павленский, по сути, озвученных обвинений не отвергает. Говорит, что "действия сексуального характера", действительно, имели место. Только вот насильственными якобы не были — мол, все случилось по любви. И пусть Анастасия Слонина утверждает, что на улице оказалась без одежды и с порезанными пальцами.

Чужая кровь — такая малость. Для того, кто ради искусства не жалеет даже собственного достоинства.