Дэнни Бойл: Бенедикт Камбербэтч не подошел бы для второго "Трейнспоттинга"


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников

С 8 по 13 февраля в Москве пройдет ретроспектива фильмов Дэнни Бойла, приуроченная к выходу в России фильма "Т2: Трейнспоттинг". Ради представления зрителям первой части картины, вышедшей 20 лет назад под названием "На игле", в Москву приехал Дэнни Бойл.

С 8 по 13 февраля в Москве пройдет ретроспектива фильмов Дэнни Бойла, приуроченная к выходу в России фильма "Т2: Трейнспоттинг". Ради представления зрителям первой части картины, вышедшей 20 лет назад под названием "На игле", в Москву приехал Дэнни Бойл. После показа, который состоится сегодня вечером, режиссер планирует ответить на вопросы зрителей.

С утра Дэнни Бойл успел пообщаться с журналистами, уже посмотревшими "Т2". Историю четырех друзей, неожиданно встретившихся через два десятка лет. Когда Марк Рентон (Юэн МакГрегор) вернулся в единственное место, которое может считать своим домом, там его терпеливо поджидали Обрубок, Кайфолом и Бэгби. То есть Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер и Роберт Карлайл. Они проживали разные жизни, но всех их объединяло одно правило: "Сначала появилась возможность... потом случилось предательство".

- Марк приезжает в аэропорт, где первой его встречает девушка из Словении...

- Это забавно, но эта встреча символизирует колоссальные перемены, произошедшие в Шотландии. Их невозможно было не отметить. Город стал динамичнее, живее, чем 20 лет назад. Появилось много иностранных студентов и немало эмигрантов. Нам стало грустно, когда случился Brexit, потому что мы хотели быть в союзе с Европой, и Шотландия как раз голосовала за то, чтобы остаться в ЕС. Мне даже кажется, что если Англия все же выйдет из Евросоюза, Шотландия выберет Европу и уйдет от Британии.

- У ваших фильмов довольно высокий возрастной рейтинг. Вам приходилось идти на компромисс, вырезать какие-то сцены?

- У меня давно выработана моя личная манера. Она странная, веселая, очень жизненная и личностная. Мои герои принадлежат тем классам людей, которым обычно не дают высказаться. Культура не позволяет им стать традиционными жертвами: они недостойны сожаления, часто на них смотрят, как на злодеев. А если их и показывают в кино, мы никогда не пойдем на компромисс, на сделку с ними. Мы очень хорошо отработали в Великобритании. Да, если бы мы хотели сделать фильм с меньшим возрастным ограничением, мы бы получили больший прокат. Но мы не идем на компромисс. Мне нравится работать с небольшим бюджетом, снимать не блокбастеры, а что-то маленькое, агрессивное, авантюрное. Конечно, Голливуд старается нас заставлять делать фильмы, рассчитанные на более широкую аудиторию, но в итоге фильмы получаются похожими один на другой. Мы же хотим снимать более сложные истории. Я недавно говорил с Ларсом фон Триером. Он тоже увлекается сложными темами, и мы решили, что для нас важнее всего доносить их до зрителя.

- Как проходило примирение с Юэном МакГрегором (приятельские отношения разладились, когда Дэнни Бойл пригласил на главную роль в фильме "Пляж" Леонардо ДиКаприо, ставшего звездой после "Титаника")? И была ли вероятность снять другого актера, если бы вы не примирились?

- Действительно, из-за фильма "Пляж" у нас возникли некоторые разногласия. Мы долго не общались. Это было ужасно смешно, но однажды мы оказались одновременно в Шанхае, а потом вместе летели в Лондон, и часов 12 мы сидели в разных углах, делая вид, что не замечаем друг друга. Но, конечно, в итоге мы объяснились. Юэн прекрасный человек, и он меня простил. Он как кларнет в оркестре. Когда вы слушаете концерт Моцарта для оркестра с кларнетом, вы понимаете, что он выходит за рамки привычных понятий о красоте. И в моем понимании Юэн — моцартовский кларнет.

Мы недавно говорили с режиссером Джоном Ходжем о том, что для нас этот фильм — очень личная история. Она о мужестве, взрослении. Чтобы сделать такой личный фильм, нам надо было иметь с актерами личные отношения.

- 20 лет назад, когда вы сняли первый фильм, завязавшие наркоманы признавались, что не могут смотреть его — слишком велико искушение. Наркоманы со стажем говорили, что фильм вышел убедительным. Есть ли какие-то результаты исследований о второй части?

- Компания Sony, конечно же, проводила фокус-группы перед началом съемок. Мы спрашивали людей, что они хотели бы видеть. И выяснилось, что поклонники хотели видеть тех же актеров: чтобы все четыре главных героя вернулись в фильм (так что ДиКаприо я уже никак не мог пригласить). И они хотели, чтобы музыка была такой же хорошей, как в первой части. И никто не упомянул режиссера, что он тоже должен быть тот же самый режиссер. Мне от этого было больно. Как вы понимаете, я шучу.

Мы бы, конечно, ни за что не пошли на компромиссы, в том плане, что мы оставили все в сюжете, как его видели мы. Там происходит много нелицеприятного, много соблазнительного для наркоманов. Но смесь красоты и низости дает фильму определяющий смысл. Даже если бы нас попросили сделать что-то более "ванильное" и аккуратное, мы бы этого не сделали. Если бы мы хотели много заработать (ради чего сначала нужно было бы потратить 50-60 миллионов), нам бы пришлось пойти на уступки, а мы специально оговорили маленький бюджет (как и в прошлый раз), но не изменили себе. И мы продолжаем работать с компаниями, занимающимися наркоманами, мы следим, чтобы фильм не принес большого вреда. И знаете, почти все наркоманы говорят, что фильм довольно болезненный, но он им помогает.

- Вы уже работали с известным во всем мире актером Бенедиктом Камбербэтчем в спектакле "Франкенштейн". Почему вы не дали ему хотя бы роль второго плана?

- Вы, как я посмотрю, очень любите сериал "Шерлок". Конечно, Бенедикт — прекрасный актер. Мы действительно делали с ним и с Джонни Ли Миллером спектакль, а потом и фильм "Франкенштейн". Но Бенедикт не подошел бы для этого фильма. У него несколько другой типаж и амплуа.

- Вы были постановщиком церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне 2013 года, которую признали лучшей в мире. Нет ли у вас идей для чемпионата мира по футболу, который будет проходить в Москве?

- Для меня было большой честью сделать церемонию открытия — я огромный фанат спорта. Это было интересно, но были и свои нюансы. В Великобритании мы должны постоянно извиняться за огромное количество политических промахов, так что нам надо было показать, что мы нормальная, честная страна, показать Англию с этой стороны. Мне очень нравится Россия, я тут был пять раз. В октябре мне исполнилось 60 лет, и мои дочери провезли меня по Транссибирской магистрали на Байкал. Я всю жизнь мечтал искупаться в этом озере. Не знаю почему, но меня это поразило. И если бы церемонию готовил я, то сделал бы ее на Байкале.

- Создается впечатление, что некоторые сцены при монтаже исчезли. Это действительно так? От чего пришлось отказаться?

- Когда фильм выйдет на DVD, вы увидите, что там действительно намного больше всего. Например, первоначально я довольно долго держал врозь "старых друзей". Они никак не могли встретиться. Но эту часть пришлось сократить, потому что хотелось, чтобы они скорее встретились. Пришлось многое вырезать из их личных жизней. Это было необходимо, чтобы сделать историю более динамичной.

- В первом фильме из сюжета исчезла сцена с отцом Бегби, что вызвало много вопросов у фанатов. Во второй части вы все же дали ее флэшбэком.

- Многие не понимали, что значит слово трейнспоттинг. Ответ на это в первом романе писателя Ирвина Уэлша. Это поиск поездов. Первая книга для меня — шедевр. Как Улисс. Великая классика о жизни рабочего класса. И сейчас, когда появилась возможность снова вернуться к ней, я ею воспользовался. Это вообще чуть ли не самый важный момент, потому что в фильме ностальгия, воспоминания играют важную роль. Для нас это было едва ли не единственным утешением. Чем старше ты становишься, тем с большим ужасом ты понимаешь, что все самое лучшее осталось позади. А на самом деле есть временная петля, в которой ты видишь связь между прошлым тобой и остальными. Может, поэтому дедушки и бабушки так близки с внуками — это как возможность вернуться в исходный мир.

- Как вы думаете, можно ли ваш фильм показать в Кремле?

- В России есть Андрей Тарковский. Для западных кинорежиссеров он — бог кинематографа. Когда ты изучаешь кинематограф, понимаешь, что есть столпы этого искусства, такие, как "Гражданин Кейн" в США. И ты обязан их знать также, как обязан знать фильмы Тарковского. И после этого ты понимаешь, что ты такого уровня еще не достиг. А у меня не так уж много фильмов, мне просто нравится привозить их сюда лично. Например, я привозил к вам "Миллионера из трущоб". Хорошо, что их показывают. Я бы и в Кремле мог показать кое-что. Вы же поможете мне организовать такой показ?