Еженедельная программа "Вести.net" от 11 февраля 2017 года

Привет, планета, это программа Вести.нет — новости о техно-неделе, по-крайней мере, наше о них представление. Теперь я должен что-нибудь сказать о погоде — из уважения к традиции. Погода даже ничего, но все равно зябко — поэтому из студии. Итак, что мы назначим на первое место в программе? Давайте новость про нас, обитателей Рунета. Говорят, мы тут ужасно злые. Вы знаете, я и сам это по комментариям — особенно на Youtube — замечаю. Злые настолько, что есть даже такое понятие — нижний интернет. Это все, что находится ниже кнопки "расшарить". И соответственно — правило — не читать нижнего интернета, ни перед обедом, ни после.

*****

Microsoft составил международный рейтинг сетевой культуры общения. Россия заняла в нем не самое почетное 12 место, опережая лишь Мексику и ЮАР, а самые “комфортные” (если можно так сказать) условия для общения в сети оказались в Великобритании, Австралии и Соединенных штатах Америки — эти страны возглавили чарт по уровню цифровой культуры.

Ко дню безопасности Интернета, который во всем мире отмечают 7 февраля, корпорация Microsoft провела первое международное исследование, в котором приняли участие взрослые и подростки из 14 стран. Эксперты изучали негативный опыт взаимодействия пользователей с интернет-средой с точки зрения культуры и личной безопасности, а также последствия такого взаимодействия. Например, в результате интернет-конфликтов одни пользователи перестают доверять людям даже вне Сети, другие теряют сон. Результатом исследования стал рейтинг государств по уровню цифровой культуры.

Для измерения индекса были выделены четыре основные категории рисков: поведенческие, нежелательных коммуникаций, сексуальные и репутационные. Выяснилось, что интернет-угрозы широко распространены во всех странах — с ними сталкивались более 65 процентов респондентов.

Опрос российской аудитории показал, что пользователи в нашей стране чаще сталкиваются с оскорблениям в Интернете (44 процента при среднем уровне в остальных странах в 14 процентов), а также с агрессивным отношением к себе (47 процентов против 20). Одна из форм такой сетевой агрессии — так называемый "доксинг", когда информацию о личной жизни оппонента публикуют в открытом доступе. И тут наша страна заняла второе место (17 процентов против 12 процентов в мире). Также Россия также оказалась на первом месте по разжиганию ненависти и вражды (32 процента против 15 процентов в мире). При этом с сексуальными рисками россияне сталкиваются реже, чем жители других стран: при общемировом среднем показателе в 30 процентов у России только 24.

Исследование также показало, что мужчины чаще, чем женщины, сталкиваются с агрессией в Интернете во всех категориях — как в России, так и в мире. Взрослая аудитория в целом более подвержена вероятности встретиться с угрозой в Интернете. При этом подростки чаще лично знали своих онлайн-обидчиков (63 процента против 39). Для них угрозы в Сети влекли за собой больше социальных последствий в виде потери друзей и пропусков школьных занятий, в то время как для взрослых агрессия в Сети вызывала потерю доверия к людям и стресс. Причем все респонденты отметили, что стали тщательнее выбирать слова в своих высказываниях в Интернете и стремиться повысить уровень конфиденциальности в социальных сетях.

*****

Есть в России новости и получше. Вот, например, одна из крупнейших в стране корпораций "новой экономики" — Mail.ru Group покусилась на рынок пассажирских перевозок. Не пустое в общем поле.

Mail.ru Group запустила сервис по райдшерингу BeepCar, который предоставляет систему поиска пассажиров и машин для совместных поездок между городами и за город. В BeepCar пользователь может зарегистрироваться как водитель или как попутчик. Водитель должен сообщить, куда он едет, сколько свободных мест в машине и сколько стоит одно место. Пассажир, который ищет способ добраться в другой город подешевле, в поиске указывает маршрут и выбирает водителя с подходящей ценой, днем и временем отправления.

Вице-президент Mail.ru Group Анна Артамонова поясняет: "Работает сервис сейчас в Казахстане, Белоруссии , Украине и нескольких странах СНГ, в ближайшее время начнет работать во всем русскоязычном Интернете. Там вопрос только в подгрузке городов списком по странам, но мы сейчас этим занимаемся. Работает он меньше суток, история у нас не очень большая, но уже есть ощущение и понимание того, какие направления будут популярными. Это Москва-Питер — большая трасса. Плюс южная часть России достаточно активная — Краснодар, Ростов-на-Дону и так далее. И на Урале есть свои маршруты, например, Екатеринбург. Челябинск очень популярный маршрут".

BeepCar работает так же, как и другие подобные сервисы. В русском языке пока нет слова, которое бы точно описывало это понятие, иногда для этого используют кальки с английского: райдшеринг (от английского ride — "поездка" и share – "делиться") и карпулинг (от английских car – "автомобиль" и pool – "объединение"). Несмотря на путаницу в названиях, суть остается одинаковой – это совместные поездки на автомобиле, во время которых участники делят расходы между собой.

Райдшеринг постепенно завоевывает мир как часть популярной сейчас "экономики совместного потребления" — Sharing Economy. По аналогичному принципу, например, работает AirBnb – популярный сервис для поиска временного жилья, а также BlaBlaCar — международный райдшеринговый проект и один из основных конкурентов нового сервиса от Mail.ru Group. BlaBlaCar — французский стартап, запустившийся в 2006 году. Он работает в 22-х странах мира, в России стартовал в 2014, начал монетизироваться в сентябре 2016 года – с пассажиров теперь берут 20 процентов от суммы поездки. Пока монетизация тестово запущена по маршруту Екатеринбург–Челябинск, в дальнейшем планируется подключить все города России. По данным самого сервиса, его общая аудитория составляет более 40 миллионов человек.

"В принципе, это некая модель, а не запатентованное изобретение BlaBlaCar. Он действительно существует в России, из того, что есть в России, он действительно самый большой. Но если взять в принципе население России, и даже только пользователей Интернета, то проникновение самой идеи очень маленькое. Мы проводили опрос среди пользователей Mail.ru. О существовании подобных сервисов знает меньше 15 процентов аудитории Интернета. То есть, потенциал для роста огромный, и мы со своей огромной аудиторией как раз можем популяризовать это направление", — отмечает Анна Артамонова.

Иными словами, Mail.ru Group может задействовать свой главный козырь – колоссальную аудиторию их проектов: соцсети (ВКонтакте и Одноклассники), портал, почту, которая все еще "номер 1" в Рунете. Свой рынок, точнее, рынок пригородных и междугородных сообщений России (автобусы, электрички и поезда, не считая самолетов), куда и заходит сейчас Mail.ru Group, эксперты компании оценили примерно в 300 миллиардов рублей. И это довольно лакомый пирог, кусок которого холдинг уже пытается отхватить. Другой вопрос, что пока (по словам Анны Артамоновой, в ближайшие пару лет) монетизировать сервис не будут. Хотя уже сейчас в компании есть идеи, как можно заработать с помощью той же рекламы внутри системы. Но все это будут обсуждать, когда сервис завоюет свою аудиторию и гармонизируется все, что еще требует доработки и внимания: и способы оплаты (сейчас расчет за услугу возможен только наличными, и пока корпорация не контролирует эту сторону сервиса), и варианты решения спорных вопросов и обеспечения безопасности пользователей.

"Вообще безопасность и вопрос доверия — краеугольный и ключевой для такого рода сервиса в Shared Economy. Мы будем работать с ним постоянно, мы начинаем с него и будем всякие улучшения вводить. То есть, главное, что есть на подобных сервисах — AirBnb, Ebay — это пользовательский рейтинг. Когда люди вступают во взаимоотношения, то они друг друга оценивают, и у них копится рейтинг доверия, который ему накопили контрагенты. И еще мы решили пойти таким простым способом, снимающим какие-то страхи, — это страхование. И спасибо большое "Альфастрахованию" за то, что они быстро и гибко под нас сделали страховку на момент поездки", — подчеркивает вице-президент Mail.ru Group.

Эксперты считают, что в случае роста популярности подобным проектам понадобится госрегулирование, в том числе, для обеспечения безопасности пассажиров. В холдинге к этому готовы. "На самом деле, большинство интернет-сервисов возникают в зоне, где законодательство еще не успело ее настигнуть. Соответственно, со временем, если это действительно превращается в какой-то бизнес, конечно, законодатели посетят своим вниманием такие зоны. Пока рано об этом говорить. Пока это, скорее, площадка взаимопомощи между пассажирами и водителями", — уточняет Анна Артамонова.

Тут, конечно, удивительны две штуки. Для арбитража конфликтов — то есть разбора скандалов между водителями и пассажирами — хорошо бы проводить оплату через себя — иначе постфактум найти и наказать неправую сторону невозможно. Мэйл этого пока не сделал. Ну и второе, с названием, конечно, вышло не очень стильно. Будучи очень крупным дядей взять и назвать свой сервис BeepCar. когда главный — то есть единственный конкурент — BlaBlaCar? Говорят — вышло случайно, но кто ж теперь поверит.

*****

Так, давайте теперь уравновесим присутствием Яндекса. Новость на этот раз не о том, как отечественные интернет-гиганты, исчерпав, как им кажется, собственно Интернет, налегли на рынки реального сектора, А этим сейчас занимается и Яндекс и Мэйл. Новость кадровая. Поисковик нанял на должность руководителя своего научно-исследовательского подразделения выходца из Майкрософт рисеч Михаила Биленко. Мне было интересно и я съездил, познакомился. Хотя бы из тех соображений, что человек учился в Америке 10 лет, работал в Редмонде — и вот приехал в Москву.

Михаил Биленко, руководитель управления машинного обучения и исследований: "Я, в первую очередь, приехал в Яндекс. Здесь не нужно сил, чтобы внедрять машинное обучение. Потому что оно и без того во всех продуктах. И не нужно никого убеждать, что машинное обучение все очень сильно улучшает — можно только его делать более эффективным.

Нейросетям просто очень повезло, потому что их пик научный совпал с пиком медийным, и на этом пике они ассоциируются с обучением, с интеллектом, но объективно они являются текущим методом трендовым в этой области, а эти методы — они меняются каждое десятилетие, грубо говоря, эволюционируют, переходят друг в друга. Те же самые сети — у них было уже два пика — в 60-х, в 80-х."

Понятно, что все эти технологии направлены на улучшение поиска, рекламных возможностей, но для публики это скучно. А вдруг теперь речь идет о построении какого-то модного продукта — и я спросил, не собирается ли Яндекс работать над цифровым ассистента типа Сири или Кортаны, сверхумного бота.

Михаил Биленко, руководитель управления машинного обучения и исследований: "С ботами ситуация такая — все выходы были не очень успешны с точки зрения того, насколько их люди полюбили и ими пользуются. Это просто вопрос стратегии — когда есть смысл выходить — когда ты хочешь показать, что мы этим занимаемся и всех инвесторов и публику успокоить — в том смысле, что мы не пропустили, или выйти, когда уверены, что мы нашли ту нишу и то применение, в котором это действительно выстреливает".

*****

Самая большая новость из хардверной, железной области — выход на рынок сразу и второй версии гугловской операционки для носимой электроники и образцовых часов, тоже, в общем-то, от Гугла.

Впервые за три года операционная система Android Wear для умных часов получила большое обновление. На что теперь способна носимая электроника, кого это касается и как изменился рынок за эти три года? Обо всём этом в программе Вести.net.

Компания Google выпустила долгожданное обновление операционной системы для носимой электроники — Android Wear 2.0. Это крупнейший апдейт платформы за всё время её существования. Одним из главных нововведений стал доступ к магазину Google Play, минуя телефон, – установить приложения можно прямо на часах. Это позволит расширить спектр выполняемых задач. К примеру, циферблаты можно настраивать под себя – добавлять на них информацию из различных программ. Это могут быть разные календари, приложения для отслеживания курса валют, фитнес-приложения, вызов Uber, быстрый доступ к избранным контактам и другие. Переключение между экранами осуществляется свайпом.

Умные часы на Android Wear 2.0, оборудованные сотовым модулем, могут работать полностью автономно, без смартфона, позволяя искать информацию в Интернете, отвечать на звонки и сообщения, просматривать почту и прочее. К слову, отвечать на сообщения можно с помощью новых методов ввода. Появилась поддержка виртуальной клавиатуры, а также ручной ввод, позволяющий рисовать и отправлять разные смайлики на экране часов. Ввод текстовых сообщений на часах также осуществляется с помощью Google Assistant — его предиктивных возможностей. Интересно, что ассистент в этом случае работает прямо на часах, чтоб пароли или что-то другое важное не улетело в облако. Корпорация также обещает увеличенную скорость распознавания речи, возможность оплаты покупок с помощью платёжной системы Android Pay и отслеживание физического состояния пользователя с приложением Google Fit. Все эти новые возможности, а также наличие сотового модуля заставляют задаться вопросом — хоть сутки умные часы протянут на одном заряде аккумулятора или нет?

Google позиционирует Android Wear 2.0 как самое крупное обновление платформы, после ее запуска в 2014 году. Обновление будет доступно не всем, а только 19 моделям умных часов. Остальные, вероятно, просто не потянут с точки зрения производительности. Первыми же, кто удостоился чести выйти с предустановленной Android Wear 2.0, стали умные часы от LG. В релизах говорится, что обе представленные модели Watch Sport и Watch Style были разработаны в сотрудничестве с Google: в переводе на человеческий язык это значит, что разработкой и продвижением занималась корпорация Брина и Пейджа. Корейской LG отвели лишь роль производителя. И судя по описанию, представленные модели поддерживают все ключевые функции Android Wear 2.0: более информативный циферблат, новые способы использования приложений, а также обеспечивают больше возможностей оставаться на связи. Что они на самом деле из себя представляют, и выиграли ли они от того, что Google на их примере создавал эталонные, идеальные умные часы, мы сможем рассказать после тщательного теста устройств.

Главный вопрос сейчас — не опоздала ли Google c обновлением платформы Android Wear, которую производители носимой электроники и пользователи ждали почти три года. И если первые полтора года все вроде было хорошо: крупнейшими партнерами Android Wear стали китайские и корейские компании. Смарт-часы Huawei Watch завоевали пользователя своим привлекательным дизайном, линейка Moto 360 долгое время считалась одной из самых изящных и долгожданных на рынке, а "умные" часы LG Watch Urbane 2nd Edition стали первыми поддерживать сотовые сети. Однако в сентябре 2016 года на выставке IFA ни одна из этих компаний не показала ни новых моделей, ни вообще какого-то намерения продолжать делать умные часы на гугловской операционке. В Берлине новые часы с Android Wear представила только компания ASUS. Корейская корпорация Samsung на берлинской презентации, устроенной с огромной помпой, показала часы под собственной операционкой Тайзен.

Более того, в прошлом году исследовательская компания IDC рапортовала о том, что мировой рынок умных часов упал в третьем квартале 2016 года на 50%. Трудно сказать, связано ли это с тем, что производители не дают пользователям вовремя достойных и самое главное доступных моделей, или же просто интерес к умным часам ослабел. Но, похоже, все крупные производители приостановили активности на этом поле. Тем более, что с рынка, по сути, ушел его если не основатель, то вдохновитель — Pebble. Ее купил производитель фитнес-трекеров Fitbit и уже дал понять журналистам, что не будет продолжать выпуск часов Pebble.

В итоге, рынок носимой электроники без особого боя завоевала Apple. Согласно данным исследовательской компании Canalys, компания из Купертино за последний квартал 2016 года продала 6 миллионов носимых устройств, "застолбив" за собой порядка 80% рынка умных часов. Продажи Apple Watch в сравнении прошлогодними показателями выросли на 12%. Если же смотреть цифры исследования рынка носимой электроники в целом за 2016 год, то рейтинг выглядит так: на первом месте — Apple c 49%, на втором и третьем — Fitbit и Samsung с 17 и 15 процентами соответственно. А оставшиеся 19% рынка делят между собой все остальные производители.

*****

А вот еще один пример ненастоящих будто бы новостей из области технологии, которые, между тем, всем все равно нравятся, потому что обозначают тренд к желанному будущему, как его в фантастике живописали.

Инженер из NASA будет строить такси. Когда мы начнём летать над дорожными заторами? Кто ещё грезил воздушными маршрутками? И — как воспринимают агрессию в Интернете люди разного возраста?

Uber нанимает ветерана NASA, чтобы разрабатывать летающие автомобили. Марк Мур – инженер и авиаконструктор, в течение 30 лет трудившийся в научно-исследовательском центре NASA в Лэнгли, возглавит проект Uber Elevate в качестве технического директора по разработке “авиамаршруток”. Подразумевается, что летательный аппарат будет двигаться по заранее определенному маршруту, но будет подбирать и высаживать пассажиров в любой точке маршрута, а не на заранее определенных остановках.

Uber еще не разрабатывает “летающие авто” для доставки пассажиров по воздуху. В 98-страничном документе, опубликованном в прошлом октябре, компания описала свое видение воздушных перевозок и технологических проблем, которые предстоит преодолеть зарождающейся отрасли – таких, как шумовое загрязнение, эффективность транспортных средств и ограниченный ресурс батареи. Подразумевается, что “воздушное такси” будет работает на электротяге.

Марку Муру оказалось очень близко видение компании. Дело в том, что семь лет назад инженер NASA сам опубликовал статью, в которой речь шла о возможности создания электрических летательных аппаратов, которые могли бы взлетать и приземляться как вертолеты, но были бы меньшего размера и более тихими. Эти летательные аппараты могли бы, например, избавить людей от утренних пробок.

Тогда исследованиями Мура заинтересовался один из основателей Google, Ларри Пейдж. Он основал и финансировал два стартапа в Силиконовой долине: Zee Aero и Kitty Hawk, чтобы разработать такую технологию. Примечательно, что это личные стартапы Пейджа – Google они не принадлежат.

Поначалу рисованные концепты авиакаров подхватывались всеми IT-изданиями. Однако в дальнейшем новостей о тестах прототипов или первых моделях от Zee Aero или Kitty Hawk так и не появилось. Вся работа внутри компаний была засекречена.

Между тем на разных выставках в последние два года уже стали появляться прошедшие испытания авиакары. Они, правда, пока все еще нуждаются в полосе для разгона, как и самолеты, но при этом могут спокойно передвигаться по автомобильной трассе, сложив лопасти и крылья.

А на CES 2016 году был представлен беспилотный дрон для перевозки людей — EHang 184. К тому моменту он провел больше 100 тестовых полетов. Высота аппарата составляет около полутора метров, вес – 200 килограммов. Устройство оснащено батареей, которой хватает на 23 минуты полета со скоростью 100 километров в час: то есть примерно 20 минут уйдет на то, чтобы из центра города Химки по прямой долететь до Красной площади. Дрон взлетает и приземляется вертикально, как вертолет.

И вот этот вариант уже ближе к видению компании Uber, согласно которому люди будут вызывать аэротакси из своих домов в ближайшие “вертолетные площадки” или “вертопорты”, которыми будут усеяны жилые кварталы. Марк Мур считает, что летательные аппараты могли бы частично заряжаться во время посадки и высадки пассажиров. Он считает, что несколько хорошо продуманных летательных аппаратов будут разработаны в ближайшие 1-3 года. В целом реализация программы распланирована на 10 лет.

Сегодня