Колокольня Ивана Великого открылась для посещения

Тысячи людей по всему миру эту ночь проводят в музеях. В рамках ежегодной акции картинные галереи и экспозиции открыли свои двери для ночных посетителей и в российских городах. Только в Москве около 150 музеев до полуночи принимали гостей.   Традиционно вход и экскурсии были бесплатными. Чтобы привлечь посетителей, каждый музей подготовил нечто эксклюзивное. Одни - открыли доступ к уникальным экспонатам из запасников, другие организовали театрализованные экскурсии и шоу.

Главной премьерой “культурной∎ ночи в Москве стала первая после реставрации экскурсия на колокольню Ивана Великого в Кремле. Уникальный архитектурный памятник начала XVI века почти столетие был закрыт для посещения.  2 года назад  полностью завершились реставрационные работы. После чего приступили к созданию постоянной экспозиции  и  оборудованию смотровой площадки.

Это башню постоянно рисовали, фотографировали, изображали на сувенирах. На протяжении веков это уникальное строение было самым высоким зданием Москвы.

"Я еще помню, когда учился в школе и в учебниках высотность определялась. Вот насколько помню, на первых позициях стояла колокольня Ивана Великого - 81 метр, потом здание Московского университета, потом Останкинская телебашня", - вспоминает научный руководитель музеев Московского Кремля Алексей Левыкин.

С 1918 года колокола молчали, а посетителям вход был воспрещен. Главная колокольня Московского Кремля вернулась "в строй" лишь в 1992 году, когда впервые зазвучали колокола на кремлевских звонницах.

История колокольни долгое время была покрыта тайной. Многие века считали, что Ивана Великого построили в 1600 году при Борисе Годунове. И лишь, в середине XX столетия ученые установили, что на самом деле, это колокольня была построена архитектором Бон-Фрязиным в начале XVI века, - тогда ее высота составляла 60 метров. А в 1600 году ее надстроили, прибавив 21 метр.

"Великий князь Иван Данилыч, прозванный в народе Иваном Калитой, заложил церковь во имя своего покровителя Иоанна Лествичника", - рассказывает заместитель генерального директора по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры музеев Московского Кремля Андрей Баталов.

Дело в том, что церковь Иоанна Лествичника, построенная в 1329 году Иваном Калитой, стояла намного ближе к Соборной площади. Внутри находился иконостас, вот здесь - было место престола.

"Вот здесь сохранились штрабы от алтарной преграды, здесь проходил иконостас, мы не знаем правды каким он был", - говорит Андрей Баталов.

Судя по раскопкам, произведенным в Московском Кремле в 1913 году, изначально это было восьмигранное сооружение.

"Великий князь в архитектуре, в общем-то, ничего не понимал, он давал деньги, и, может быть, он говорил, что постройте же мне, что-нибудь вроде этого", - рассказывает хранитель фонда архитектуры музеев Московского Кремля Александр Гращенков.

В 1505 году итальянские мастера прибыли в Россию по приглашению великого князя Василия, желавшего перестроить Кремль, и сразу же приступили к работам.

Колокольня была главной дозорной башней Кремля. С нее хорошо обозревалась и Москва и ее окрестности. Приближение врагов можно было увидеть за 30 километров.

Многолепестковый храм в основании колокольни - шедевр Бон Фрязина. При этом судьба архитектора абсолютно неизвестна, даже неизвестно его настоящее имя.

"Фрязинами русские называли всех южных, в общем, все южные страны. Это могла быть и Испания и Италия и Португалия", - объясняет Александр Гращенков.

В Московской Руси жизнь итальянских архитекторов, инженеров, литейщиков - любых западных специалистов, тогда была далеко не безоблачной. Лишь в редких случаях заграничные мастера могли вернуться на родину - политическое недоверие к иноземцам выливалось в прямой отказ на просьбы о возвращении. Почти все итальянские зодчие окончили свои дни в России. Нередко задают вопрос: что в колокольне Ивана Великого итальянского, а что - русского?

"Колокольня резко отличается от всех итальянских кампанелл, итальянские либо прямоугольные, либо круглые, и чаще всего они имеют один ярус", - говорит Александр Гращенков.

"Колокольня стоит на таких мощных столбах, которые погружены в землю и это достаточно прочное основание", - рассказывает Алексей Левыкин.

Это подтвердили раскопки, открывшие поразительное строение фундамента. Бон Фрязин создал удивительную конструкцию: под колокольней находится сплошное свайное поле. Это не просто отдельно расставленные сваи - они забиты столь близко друг к другу, что образовалась сплошная подушка. Таким же способом строили в Венеции. Благодаря тому, что режим подземных вод отчасти сохранился, эти сваи находятся в воде. Ученые утверждают - только благодаря этому они и не сгнили.

"Под фундаментом углубление примерно на 6 метров, и фундамент расположен в виде такой платформы, идущей ступенями00:17:29 получается, грубо говоря, пирамида, которая спрятана под землей и на ней уже стоит колокольня", - объясняет Александр Гращенков.

Войдя в колокольню, можно видеть уникальную систему лестниц, винтовых и прямых.

"Вот мы поднимаемся по этой лестнице, которая полностью сохранилась с XV века, ну естественно ступени достаточно часто заменялись, и это покрытие относится к XIX веку, но главная примечательность - то, что эта лестница обладает огромной высотой", - говорит Андрей Баталов.

Колокольня Ивана Великого не всегда была белоснежной - как и большинство итальянских построек, она имела роспись под кирпич.

"Мы привыкли её видеть такой - белокаменной, но на самом деле такой облик появился очень поздно, можно твердо говорить о  XVIII веке", - отмечает Алексей Левыкин.

В судьбе Колокольни были и трагические моменты. В ночь с 20 на 21 октября 1812 года по приказу Наполеона саперы под командованием маршала Мортье, заложили взрывчатку под здания кремлевских звонниц. Колокольня уцелела, однако Успенская звонница, Филаретова и Семисотенная пристройки были разрушены. По свидетельству очевидца, которому удалось проникнуть в Кремль, сразу после изгнания неприятеля, - разрушенная часть колокольни представлялась в виде огромной кучи раздробленных камней.

"У неё слетела голова, и она дала трещины, которые проходят ну примерно на половину высоты. Во время реставрации я лазил по лесам и смотрел как из как раз раскрыли, это достаточно большие трещины, куда спокойно моя рука уходила", - рассказывает Александр Гращенков.

После изгнания неприятеля из Москвы начались спешные работы по восстановлению разрушений в Кремле.

"Какое-то время он был закрыт, и потом восстановлен по инициативе частных граждан, обществом хоругвеносцев, уже после войны 1812 года, а также был освещен во имя Иоанна Лествичника, несмотря на все изменения, на все войны, и все потрясения, которые испытывал Кремль, преемственность посвящения престолов сохранялась в этом храме с 1329 года", - отмечает Андрей Баталов.

В советские годы внутри колокольни находилась столярная мастерская, позже - склад музея. Хранители помнят - 30 лет назад на этом месте стояли стеллажи с огромными коробками.

"И эти стеллажи крепились к стенам, причем эти крепления были вделаны в кладку начала XVI века, причем так, что, на мой взгляд, является нонсенсом, а здесь сидели наши хозяйственники", - говорит Александр Гращенков.

Впервые после 1918 года зритель сможет войти внутрь колокольни. Реставрация завершена. Преобразился и внешний облик, и внутреннее убранство: памятник XVI века оснастили девятнадцатью сложнейшими системами - это климат-контроль, освещение, дорогостоящее оборудование для видеопроекции и создания "эффекта отсутствия стен". Теперь в колокольне будут проводиться виртуальные экскурсии по древней Москве.

"Объемы экспозиционные очень малы, 30 квадратов всего внизу, такое же на втором и третьем уровне, естественно создать обычную экспозицию, где бы находились витрины, экспонаты, ну просто невозможно", - заявил Алексей Левыкин.

Для оснащения первого в мире "Музея будущего" здесь заложено 27 километров разных проводов. Естественно, не было и речи о резке или сверлении стен - провода закладывались между кирпичами. Во время работ реставраторы удивлялись - как строили в древние времена, кирпичная кладка с веками становится только крепче, а ведь материалы на колокольню выделялись по "остаточному принципу": главным все-таки был Успенский собор. В экспозиции - сочетание сохранившихся уникальных памятников - детали декора, части строений, которые уже исчезли - и вместе с этим мультимедийные изображения реконструкций, которые дают представление о таком Кремле, какого мы уже не увидим.

Сегодня