Бразильский коррупционный скандал расползается по континенту

Последствия коррупционного скандала, стоившего президентской должности Дилме Роуссефф, продолжают распространяться по Латинской Америке. По мере расследования дело обрастает всё новыми подробностями, в нём появляются новые фигуранты, которые являются бывшими или действующими главами государств.

Масштабный коррупционный скандал, стоивший президентского поста Дилме Роуссефф, продолжает распространяться по Южной Америке, втягивая всё новые страны, а его фигурантами стали уже несколько десятков высокопоставленных чиновников, включая бывших и действующих президентов. При этом расследующие дело прокуроры обещают выполнять свой долг, невзирая на лица, и добиться справедливого наказания для всех, кто его заслуживает.

Новой вехой стало расследование деятельности бразильского строительного конгломерата Odebrecht, точнее, его секретного подразделения, которое уже прозвали "департаментом взяток". По данным следователей, несколько месяцев тщательно допрашивавших свидетелей, анализировавших финансовые документы и банковские проводки, за это время компании удалось аккумулировать более 800 миллионов долларов, которые были использованы для нелегальных выплат лидерам стран и политическим партиям – и это только в Латинской Америке.

По словам прокуроров, одним из получателей средств "департамента взяток" был президент Бразилии Мишел Темер, который после отставки Роуссефф был утверждён в этой должности до окончания её срока в декабре 2018 года. Ещё одним предполагаемым взяткополучателем был его панамский коллега Хуан Карлос Варела, показания на которого дал один из фигурантов дела. Оба президента решительно отрицают свою причастность к скандалу. Обыски по "делу Одебрехта" проходят и в Аргентине, где федеральные судьи ждут из Бразилии и Швейцарии информацию, подтверждающую получение главой секретной службы взятки от компании в размере 600 тысяч долларов, которую он также отрицает.

Но самыми неожиданными фигурантами оказались политики, построившие свою карьеру на борьбе с коррупцией. Речь, в частности, идёт о бывшем президенте Перу Алехандро Толедо, ордер на арест которого власти Перу направили в Интерпол, а также о лауреате Нобелевской премии мира, действующем президенте Колумбии Хуане Мануэле Сантосе. По данным следователей, Сантос также получал деньги от "департамента взяток" в ходе кампании по своему переизбранию. И Сантос, и Толедо решительно отрицают все обвинения в свой адрес.

Толедо, возглавлявший Перу с 2001 по 2006 годы, пришёл к власти на фоне массовых протестов против президента Альберто Фухимори, который впоследствии был приговорён к тюремному заключению за коррупционные преступления и нарушение прав человека. Многие граждане Перу до сих пор отказываются верить в то, что их бывший президент, пять лет отстаивавший принципы честности и неподкупности, может отправиться в тюрьму вслед за Фухимори.

Однако для властей Перу дело выглядит куда более ясным: за информацию, которая поможет в его задержании, обещана награда в 30 тысяч долларов. По данным следствия, Толедо получил деньги от Odebrecht в обмен на согласие допустить компанию к строительству дороги, соединяющей Бразилию и тихоокеанское побережье Перу. В Куско надеются, что местонахождение экс-президента помогут установить США, где он читает лекции в Стэнфордском университете, и Израиль, где проживает его жена, имеющая израильское гражданство. При этом наблюдатели указывают, что у Израиля нет с Перу договора об экстрадиции, и Алехандро Толедо может попросить там политического убежища.

Не обошёл скандал стороной и Панаму, где в поле внимания следователей попал президент страны Хуан Карлос Варела. Показания на него дал Рамон Фонсека, основатель юридической фирмы, оказавшейся в центре скандала вокруг так называемых "Панамских документов". Сам Фонсека вместе со своим партнёром Юргеном Моссаком был арестован вскоре после того, как заявил, что Odebrecht финансировал избирательную кампанию Варелы через "департамент взяток".

"Он сказал мне, что принял пожертвования Odebrecht, потому что нельзя бороться со всеми", — передал Фонсека слова президента. Сам Варела решительно опроверг это заявление, пообещав вскоре обнародовать все средства, потраченные в ходе кампании.