Третьяковка готовится к "Оттепели"

Галерея на Крымском валу готовится к масштабной выставке "Оттепель", посвященной, пожалуй, самому творческому периоду советской истории. Об эпохе 50-60-х годов расскажут работы художников, предметы быта, фотографии. Как они меняют климат в Третьяковке?

Галерея на Крымском валу готовится к масштабной выставке "Оттепель", посвященной, пожалуй, самому творческому периоду советской истории. Об эпохе 50-60-х годов расскажут работы художников, предметы быта, фотографии. Как они меняют климат в Третьяковке?

В эти минуты продолжается пресс-показ и уже чувствуется оттепель.

Оттепель, советский ренессанс, новая реальность — урбанистическая, то есть, реальность городов с человеком-тружеником во главе, который строит эту самую новую жизнь. Она осмысливается очень масштабно — живопись, архитектура, фильмы, книги, театр, как отдыхали физики в наукоградах и лирики на пленэрах — наверно, действительно только сейчас, спустя полвека, мы можем осмыслить эту эпоху.

"Эта выставка — пример такого спокойного серьезнейшего анализа этой эпохи из нашего сегодняшнего. Эпохи, которая, наверно, была последней великой эпохой в художественном развитии страны", — говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это, конечно, не только про изобразительное искусство — это вообще про искусство жить, жить с совершенно новым ощущением. И поэтому здесь предметами искусства и экспонатами могут быть и пылесос, и утюг, и радиола, как, например, в разделе "Новый быт".

Черты стиля — даже в оформлении выставки: черно-белые стенды как символ контрастов времени, стенды типовые как отсылка к массовой застройке и центральная площадь зала как Триумфальная площадь или аудитория Политехнического музея, где поэты читали стихи.

С этой площади видны все семь разделов выставки. Это, например, "Лучший город земли", "Атом — космос", "В коммунизм!".

Раздел "Разговор с отцом" — отсылка к великому фильму Марлена Хуциева "Застава Ильича", ставшему гимном "оттепели", и к одной из его самых пронзительных сцен, в которой — все о послевоенном поколении мальчишек-безотцовщин.

Таких кинодокументов здесь тоже немало, есть редкие фотографии театров — ведь записей постановок сохранилось не так много. В общем — все об эпохе, наполненной свободой, надеждами и чистотой, как после июльского дождя. Это стоит почувствовать.