"Радио России" будет транслировать "Красное колесо" Солженицына в исполнении автора

"Радио России" будет транслировать "Красное колесо" Солженицына в исполнении автора

"Красное колесо" Александра Солженицына прокатится по волнам "Радио России". Масштабный роман-эпопея о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях прозвучит в исполнении самого автора произведения. Как была сделана запись, расскажет Дарья Ганиева.

Это самый длинный месяц в жизни Александра Солженицына. 10 лет — столько Александр Исаевич работал над "Мартом Семнадцатого" — ключевой частью своей эпопеи "Красное колесо". О Февральской революции он писал в изгнании, в Америке, завершил в 1987 году, когда в России снова начались масштабные перемены.

"Он думает: "Господи, опоздал я со своим "Февралем", надо предупредить! Начнется же опять этот безответственный "февраль", похожий. Надо предупредить соотечественников, что эйфория свободы — это замечательно, но в ней можно пропустить важные вещи". И мучился: "Ну как же так, я вот только кончил "Март Семнадцатого", ну как мне его в СССР доставить – невозможно!" — вспоминает Наталья Солженицына, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Его не печатали — он решил говорить. Как раз "Голос Америки" предложил почитать в эфире "Красное колесо". Это, к слову, 10 томов. Главный труд своей жизни Солженицын ужал до 20 отрывков по 14 минут, чтобы радиослушатели не упустили самую суть.

- Это страшная и красивая гроза, в которой рождается новый строй.

Воспоминания современников. Их Александр Исаевич искал и опрашивал всю жизнь — на войне, в тюрьме, в ссылке, за границей. Книги кадетов, генералов, эсеров – в Советском Союзе все это хранилось в спецхране. Солженицын нашел их в США, в хранилищах документов эмигрантов. История собственной семьи — под именем героя Лаженицына автор вывел своего отца.

Хотя "Красное колесо" роман художественный, каждый исторический факт в нем проверен минимум в двух источниках. Причем, многие стали открытием для слушателей.

"Там инженер Бубликов, который железные дороги захватил, стал ими управлять, и благодаря ему был заблокирован и задержан поезд царский на станции Дно. Если бы не этот Бубликов, могло бы не произойти отречение в тот момент. Или вообще не произойти", — полагает Наталья Солженицына.

- Отречение государя – кто об этом не думал, не шушукался? Но странно – в суматохе этих дней думский комитет не сел это обсудить отдельно и серьезно.

Александр Исаевич был хорошим чтецом — в юности мечтал стать актером. Он начитал на диктофон многие свои сочинения – "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор", "Крохотки", причем в таком качестве, что звукорежиссерам потом почти не потребовалось их редактировать.

"Красное колесо" Наталья Дмитриевна привезла в большой коробке, где все кассеты, каждая, была подписана рукой Александра Исаевича, какие главы конкретно на них записаны, он делал этот все тщательно, очень аккуратно", — рассказывает издатель аудиокниг Владимир Воробьев.

Ту самую запись, сделанную в Америке, Солженицын после возвращения на родину в 1994-м передал на "Радио России". Ее ставили в эфир в 90-е, но с тех пор сменилось поколение. К столетию Февральской революции на "Радио России" снова зазвучит голос Александр Исаевича – 20 ежедневных передач с 20 февраля.

"Оно очень актуально. Как раз там Солженицын ставит вопросы, как такое могло произойти, что из такого сильного государства, из такой могучей машины, вот такое произошло. И ставит вопросы, можно ли было этого избежать и, в том числе, может ли это повториться", — отмечает директор ГРК "Радио России" Екатерина Щекина.

Ведь история, считает Наталья Солженицына, все равно, что карта мореплавателей – места, где корабли гибли, должны быть обозначены.

"Конечно, людям некогда читать, но, по крайней мере, пусть послушают", — говорит Наталья Солженицына.

Сегодня