Ребенок, которого от смерти на морозе спасла собака, обрел новую семью


ГТРК "Алтай"

Двухлетнего малыша из Локтевского района, брошенного матерью на морозе, но спасенного собакой, на этой неделе передали в новую семью. Под опеку ребенка взяла пара из Рубцовска.

Двухлетнего малыша из Локтевского района, брошенного матерью на морозе, но спасенного собакой, на этой неделе передали в новую семью. Под опеку ребенка взяла пара из Рубцовска.

Эту историю иначе, как чудесным спасением, не назовешь: крещенские морозы, отсутствие теплой одежды и никого из взрослых рядом. Маме двухлетнего мальчика в тот день было не до сына: очередной алкогольный срыв заставил её уйти из дома на несколько дней. Лидия Уразова, соседка сетует: "Пьют все! Тут толпами ходят, непонятно, кто и как. Ребенок болтался, голяком ходил. Даже вот сосед рассказывал, чуть машина не задавила". Екатерина Хахрекова, соседка добавляет: "Малыш у нее грязный постоянно был. А пить, она пьет. Бросит его – он один".

Точную картину этой дикой истории, которая едва не обернулась трагедией, сейчас восстанавливают правоохранители. По предварительной информации, малыш остался дома с собутыльницей родителей. Позже полицейские нашли её в невменяемом состоянии. Это и объясняет тот факт, что малыш оказался без верхней одежды и обуви на холодной веранде. Как сделали вывод в прокуратуре, мальчик провел на морозе около 4-5 часов. Все это время рядом с ним находилась собака, как говорят соседи – единственное существо, от которого ребенок за всю жизнь видел ласку. Животное грело ребенка собственным телом. Это обстоятельство, как и внезапное появление в доме прохожего, спасло мальчишку. Малыша увезли в районную больницу.

Попасть в отделение на момент съёмок нам не удалось – в учреждении действовал карантин. Власти рассказали, что состояние ребёнка вне опасности. Елена Пилипас, заместитель главы администрации Локтевского района по социальным вопросам, сообщила: "Медики сделали заключение о том, что у ребенка следов обморожения не обнаружено. Было обозначено ОРВИ на момент поступления ребенка в больницу".

Ирина Рудич, главный специалист отдела по опеке и попечительству комитета по образованию Локтевского района, отметила: "Прошло почти три недели, за это время мама ни разу не пришла в больницу, не навестила ребенка, не передавала ему одежду, какие-то личные вещи или гостинцы. С её стороны в этом плане попыток никаких не было".

Навестить саму нерадивую мать и её сожителя попыталась наша съёмочная группа. Нас не пустили на порог. Свои лица обитатели дома старательно скрывали. Разглядеть удалось разве что оскорбительные жесты в окне. Увидеть главную героиню истории – собаку-спасительницу, к сожалению, тоже не получилось. Из-за двери был слышен звонкий лай, который заглушался отборной бранью. С такой же агрессией женщина отреагировала на решение суда о лишении её родительских прав. Как рассказали в прокуратуре, горе-мать утверждала, что её оклеветали, но фактов безответственности набралось предостаточно.

Семья состояла на учёте как неблагополучная с апреля прошлого года. За все это время женщина так и не рассталась с бутылкой и не обзавелась постоянной работой. Неужели не было причин отлучить её от ребенка раньше? Мария Абращенко, помощник прокурора Локтевского района, вспоминает: "Летом 2016 года орган опеки также выходил с иском о лишении её родительских прав, но в удовлетворении требований было отказано, поскольку было собрано недостаточное количество материала. Был предоставлен шанс данной матери на исправление. Шанс на исправление для матери обернулся дисциплинарным взысканием для органов опеки". Более того, делом уже начали заниматься следователи. Краевой следком сейчас проводит проверку по признакам халатности. Если их обнаружат – попечителей ждет уголовное наказание.

Представители опеки уверяют, что делали все возможное: вели беседы с матерью, по праздникам даже забирали ребенка. Между тем, в следственном управлении проблему безнадзорности неблагополучных семей считают системной. Евгений Долгалев, руководитель СУСК РФ по Алтайскому краю: "На мой взгляд, и не только на мой – это общее мнение практикующих коллег – система профилактики, она, очевидно, недорабатывает. Пока ничего мы в суд направить не смогли. В настоящий момент у нас в производстве одно такое уголовное дело есть. Это самое дело – в отношении органов опеки – завели после трагедии в Заринском районе. Там в сентябре прошлого года умер от истощения грудной ребенок".

Промахи попечителей, безответственность родителей или равнодушие общества стали причиной десятка подобных историй? Только за два года в крае произошло несколько резонансных случаев. В 2014 в Волчихинском районе умерла от отравления шестилетняя девочка – её семья также была известна в округе как неблагополучная. В 2015 уже барнаульские врачи боролись за жизнь двухлетнего мальчика с диагнозом "отравление": мать ребенка занималась наркоторговлей. В том же году в Шелаболихинском районе от рук подвыпившего отца погиб восьмилетний мальчик. По трагическому сценарию может развернуться судьба любой неблагополучной семьи. По данным МВД, таких в крае, только по официальной статистике, более 3 тысяч. С ними работает не только опека.

Краевое отделение Всероссийского детского фонда в поиске таких семей регулярно. С кем-то знакомятся в поездках по районам, некоторые приходят сами – просить денег. К слову, откровенно неблагополучным наличные на руки стараются не давать – заменяют их "натуральной" помощью. Иногда, говорит Наталья Жмылева, родители встают на путь исправления. Наталья Жмылева, председатель Алтайского краевого отделения Всероссийского детского фонда, отмечает: "Процент очень маленький, конечно. Находят работу, через какое-то время срываются. Опять приходят к нам, опять мы начинаем помогать. Обращаемся в центры занятности, сами смотрим объявления, наш психолог берет телефоны. Старается вытянуть их к нам, разговаривает с ними постоянно. Когда есть хоть одна победа – мы очень-очень радуемся".

Повод для радости появился и в финале нашей локтевской истории. Малыша на этой неделе выписали из больницы и передали опекунам из Рубцовска. Как рассказали власти, семья настроена на усыновление. А на теперь уже бывшую мать завели уголовное дело сразу по двум статьям – "Неисполнение обязанностей по воспитанию" и "Оставление в опасности". О сыне ей теперь напомнит разве что собака, у которой материнский инстинкт сработал, в отличие от человека.