"7000-летнюю загадку" впервые показали широкой публике

Изящный "птичий" верх гранитной фигурки эпохи неолита. Фото: Alkis Konstantinidis / REUTERS
Гранитная фигурка высотой 36 см представлена в окружении более типичных образцов неолитической скульптуры: небольших статуэток из глины и мягкого камня. Фото: Alkis Konstantinidis / REUTERS
Гранитная фигурка в разных ракурсах. Фото: Национальный археологический музей Греции (NAMA)
Изящный "птичий" верх гранитной фигурки эпохи неолита. Фото: Alkis Konstantinidis / REUTERS
Гранитная фигурка высотой 36 см представлена в окружении более типичных образцов неолитической скульптуры: небольших статуэток из глины и мягкого камня. Фото: Alkis Konstantinidis / REUTERS
Гранитная фигурка в разных ракурсах. Фото: Национальный археологический музей Греции (NAMA)
Необычную фигурку эпохи неолита, прозванную "7000-летней загадкой", представили широкой публике.

Тот редкий случай, когда всего один артефакт, представленный на временной выставке, удостоился отдельной заметки Reuters.

Речь идет о необычной фигурке эпохи неолита, прозванной «7000-летней загадкой»: ученые не знают, что она собой представляет, кто ее сделал, где и зачем.

Фигурка с «птичьим» лицом выставлена в Национальном археологическом музее в Афинах в рамках временного проекта с говорящим названием «Незримый музей» — это намек на невидимые широкой публике музейные запасники, в которых хранятся почти 200 тысяч древних артефактов, от статуй и бытовой утвари до золотых украшений.

Небольшая фигурка, извлеченная из запасников и установленная в ярко освещенной витрине, не обладает великолепием мраморных и бронзовых статуй классической Греции. В общей экспозиции она бы, возможно, не привлекла особого внимания посетителей. Но, по меткому выражению музейного археолога Кати Мантели (Katya Manteli), «загадочность, окружающая эту фигурку, придает ей особое очарование».

Гранитная фигурка высотой 36 см представлена в окружении более типичных образцов неолитической скульптуры: небольших статуэток из глины и мягкого камня. Фото: Alkis Konstantinidis / REUTERS


Гранитная фигурка высотой 36 см представлена в окружении более типичных образцов неолитической скульптуры: небольших статуэток из глины и мягкого камня. Фото: Alkis Konstantinidis / REUTERS

Загадок действительно много. Начнем с того, что место происхождения древней статуэтки неизвестно: в музей она попала из частной коллекции, но где ее нашли – никто не знает. Ученые предполагают, что фигурка была изготовлена на севере современной Греции, в исторических областях Фессалия или Македония.

Когда? Все говорит о том, что фигурка относится к эпохе позднего неолита, разброс датировок – с 4500 по 3300 год до нашей эры. Но, в отличие от подавляющего большинства скульптурных произведений той эпохи, фигурка с «птичьим» личиком вырезана из камня, причем не из мягкой податливой породы вроде известняка, а из твердого гранита. Как – непонятно: металлических инструментов, подходящих для обработки твердых пород камня, в эпоху неолита не существовало.

Необычен и размер фигурки: 36 см в высоту. Мастера неолита, если и создавали каменные статуэтки, то ограничивались небольшими размерами – лишь 5% известных неолитических фигурок из камня превышают высоту 35 см, и все они сделаны из мягких пород.

Например, прославившаяся на весь мир неолитическая «бабушка» из Чатал-Хююк, найденная в прошлом году, сделана из местной разновидности мрамора, весит целый килограмм, но ее «рост» ограничен 17 сантиметрами. К тому же турецкая «бабушка» имеет безусловно узнаваемые формы, чего не скажешь о греческом артефакте.

«Возможно, это человекоподобная фигурка с птичьим лицом, или наоборот – это птицеподобное существо, не связанное с человеческим обликом, но являющееся воплощением верований и символики неолитического общества», — говорит археолог Катя Мантели.

Лицо гранитной фигурки действительно очень похоже на птичье – острый нос-клюв, большие впадины глаз, длинная шея... Заметен небольшой, очень «птичий», наклон головы, словно статуэтка задумчиво смотрит на зрителя снизу вверх.

Изящный верх переходит в массивный, «слоноподобный» низ. Длинная шея перетекает в округлый животик, но спина у фигурки неестественно плоская, прямая. Похожие на сосиски ноги резко «обрублены» — возможно, для того, чтобы фигурка могла стоять вертикально.

Гранитная фигурка в разных ракурсах. Фото: Национальный археологический музей Греции (NAMA)


Гранитная фигурка в разных ракурсах. Фото: Национальный археологический музей Греции / namuseum.gr

Не менее странным выглядит полное отсутствие намеков на пол загадочного существа. Связано ли это с «техническими» сложностями работы с твердым камнем или таков был изначальный замысел скульптора? Фигурка была отполирована – так поступают только с законченными произведениями. Однако на поверхности статуэтки сохранились неотполированные участки, где виден оригинальный цвет камня – любопытно, что эти участки совпадают с… назовем это интимными зонами человеческого тела. Возможно, мастеру не хватило мастерства или подходящих инструментов, чтобы придать фигурке более определенный – мужской или женский – вид?

«Округлый животик может намекать на беременную женщину, вот только у фигурки нет даже намека на грудь. А в эпоху неолита изображение груди явно и однозначно указывало на женскую идентификацию артефакта. Но у этой фигурки отсутствуют и типичные мужские признаки. Она совершенно бесполая», — говорит Мантели.

Все эти странности, по словам Мантели, делают забавную гранитную фигурку одним из редчайших артефактов эпохи неолита.

После 26 марта загадочная статуэтка вернется в недоступные простым людям хранилища Национального археологического музея Греции.