Алексей Гордеев: сейчас АПК – локомотив развития Воронежской области

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев
Телеканал "Вести" представляет серию интервью с губернаторами российских регионов. Местные руководители рассказывают о том, как на возглавляемых ими субъектах Федерации сказался мировой финансовый кризис. Гость студии – губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.

Телеканал "Вести" представляет серию интервью с губернаторами российских регионов. Местные руководители рассказывают о том, как на возглавляемых ими субъектах Федерации сказался мировой финансовый кризис, и как регионы выходят из нынешней экономической ситуации. Гость студии – губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.

- Алексей Васильевич, здравствуйте. Спасибо, что пришли. И первый вопрос: вы пришли в регион в достаточно сложный период. В июне уже будет 100 дней. И можно уже подводить какие-то итоги вашей работы. Что вы можете сказать?

- Первое, я бы отметил, что буквально вчера исполнилось два месяца, как я служу в должности губернатора Воронежской области. И основная задача состояла в том, чтобы на первом этапе сформировать команду, предложить новую структуру правительства. Сделать эффективную систему управления. И за эти два месяца мы эту задачу выполнили. И параллельно, конечно, пришлось решать все задачи, связанные с противодействием развитию кризисных явлений, решением социальных вопросов, разбираться с промышленностью, и так далее, и так далее. Но важно, что сегодня команда правительства приступила к работе. Мы имеем четкий план действий на текущий период. Так что работа пошла. И мне очень интересно.

- Совсем недавно было сформировано правительство Воронежской области. Кто эти люди, эта какая-то старая команда или вы ее обновили практически полностью?

- Я скрывать не буду, если говорить о руководителях того или иного звена, или, как принято говорить, органах исполнительной власти, в основном это новый состав, примерно на 80% мы обновили прежний состав правительства. Опирался я в основном на местные, региональные кадры. Подбирал их, кстати, по нескольким критериям. Первое – это профессионализм, второе – это активность, третье – это порядочность. Все эти критерии были не просто провозглашены, мы вместе с представителями общественности подбирали кандидатуры и принимали решение, кто какой блок возглавит. Часть специалистов пришлось привезти из Москвы. Но они составляют совершенно небольшой процент. Команда, сейчас адаптирована, психологически устойчива. И я вижу, что если брать общественное мнение, то действия губернатора в части кадровой политики одобряются.

- Какие еще решительные шаги были сделаны в самое первое время вашего губернаторства?

- Восстановить доверие к власти. Я ни в коем случае не хочу бросать, как говорится, камни в предыдущих руководителей. Но, тем не менее, по тем или иным причинам, очень низкий был рейтинг у первого лица. Доверие было менее 10%. Конечно, при таком уровне доверия со стороны населения к власти проводить те или иные преобразования, заниматься созидательством, а тем более переживать сложные условия кризиса невозможно. И стояла задача восстановить это доверие. Кроме принятых вышеназванных шагов, сейчас мы открываем в каждом районном центре общественные приемные губернатора. Нам принципиально важно иметь обратную связь с населением. Чтобы каждый человек почувствовал, что он влияет на выработку тех или иных решений, может в той или иной мере влиять на социально-экономическую политику. Что власть слышит его голос. И вообще, я считаю, без опоры на гражданское общество, на конкретного человека невозможно будет делать такие какие-то прорывные шаги и в социальной, и в экономической политике. Вот это, наверное, глобальное. Ну, можно, конечно, перечислять и какие-то конкретные вещи. Работа с крупными предприятиями. В частности, за два месяца я на ведущем предприятии – авиационном заводе – побывал уже трижды. Потому что я понимал, что это ключевое предприятие не только для Воронежской области, но и для всей страны.

- Что касается промышленного сектора, именно промышленные предприятия пострадали больше всего от кризиса. Меньше заказов стало. Люди, которые раньше заказывали эту продукцию, перестали ее заказывать и даже выкупать. При этом предприятиям что остается делать? Конечно, увольнять людей. Что сейчас происходит в этом аспекте?

- Да, кризис, конечно, коснулся в той или иной мере и реального сектора экономики Воронежской области. Хотя надо сказать, что мы, в общем-то, не самые худшие в этом плане. И рейтинги Министерства регионального развития показывают, что у нас уровень развития кризиса отстает, чем в среднем по России. Где-то для нас, с точки зрения таких формальных подходов и возможностей получения денег из федерального бюджета, это хуже. Потому что, я считаю, кризис все-таки касается конкретных предприятий, о чем вы сказали. И здесь можно вот так разделить. Например, если мы берем оборонно-промышленный комплекс, а в Воронежской области есть такие ключевые предприятия, то здесь ситуация удовлетворительная. И можно поблагодарить правительство РФ, что тема государственных заказов реально существует. И они существенно поддерживают предприятия. То есть те решения, которые премьер-министр Владимир Владимирович Путин принял в начале года, реально сейчас действуют. Есть вторая группа предприятий, например, те, которые изготавливают металлоизделия. Здесь, к сожалению, индекс производства составляет всего лишь 40% от прошлогодних объемов. Те, кто производит пластмассовые изделия, здесь 50%. Все, что связано с машинами, оборудованием – 60% от прошлогодних объемов. Основная задача здесь – обеспечить сбыт продукции. И в основном это те предприятия, которые ориентированы либо на строительство, либо на экспортные цепочки. Работаем. Предметно. Создан антикризисный штаб, точно такой же, как и на федеральном уровне. Конечно, реализуем все меры, выработанные в Москве. Ну и дополняем с учетом своей специфики свои инструменты. Есть предприятия, к сожалению, которые остановились. Ряд из них имели проблемы до кризиса. И вообще сам кризис обнажил в очередной раз такие проблемы, как низкий уровень менеджмента, большие ресурсные затраты при производстве, излишний персонал, низкая производительность труда. И, конечно, это заставляет сегодня и руководство региона, и всех тех, кто отвечает за экономику, задуматься, как переходить на инновационный путь развития. Потому что, как уже не раз говорили, очень удобный момент – переоценить в условиях, тяжелых для экономики, что нужно эффективно делать. По тем предприятиям, которые остановлены. Например, у нас крупное предприятия завод шин "АМТЕЛ". Это уникальное предприятие, в связи с тем, что там новейшее импортное оборудование, персонал, обученный за границей. Продукция по качеству даже лучше, чем импортная, и дешевле на 15%. И, конечно, встает вопрос, как такое предприятие может не работать. Мы буквально вчера встречались с менеджментом головной компании, вырабатывали план действий. Договорились, что подпишем совместный план. Кредиторы под этот план готовы давать финансовые ресурсы, чтобы предприятие заработало. И я считаю, такой подход и ответственность региональной власти – это очень важно не только для политики, а для стабилизации конкретного коллектива и социальной обстановки в регионе.

- Сейчас достаточно серьезное внимание обращают на сельское хозяйство. Вот ваш опыт, как министра сельского хозяйства РФ, вам сейчас помогает?

- Конечно, приход мой в регион как министра сельского хозяйства ко многому сразу обязывал. Прежде всего, перед крестьянами Воронежской области. И ясно, что для меня это в каком-то смысле не только профессиональная, но и святая тема. Могу сказать на цифрах. Мы приняли решение, что агропромышленный комплекс является в настоящее время локомотивом развития области. Кстати говоря, не сократили ни рубля в государственную поддержку. Софинансирование всех программ федерального уровня. А надо сказать, что в этом году из федерального уровня идут своевременные и довольно большие деньги – крестьяне это чувствуют. Рост у нас идет по агропромышленному комплексу 14% по отношению к прошлому году. В основном это животноводческая продукция. Это ключевая тема. И обращаю внимание еще на развитие малого бизнеса на селе, то, что касается крестьянско-фермерских хозяйств. Здесь путь один – усиление кооперативов и создание в каждом районном центре торговой точки, которая была бы в руках самих крестьян. И продолжается довольно бурно инвестиционный процесс в АПК. Так что я удовлетворен. А самое главное, если говорить простым языком, еще пошли хорошие дожди, мы их долго ждали. Так что деньги идут. Это уже успех в агропромышленном комплексе.

- Есть такая информация, что по официальным данным, в Воронежской области 33 тысячи безработных. Как вы трудоустраиваете их и какие вакансии предлагаете?

- Каждый человек, который сегодня остался без работы, это, конечно, конкретная боль. И здесь существует в настоящее время неплохая программа по фонду занятости. Довольно большие финансовые ресурсы. В том числе и так называемые общественные работы. И мы видим, что у нас число безработных в настоящее время начинает сокращаться. Очень важно эту тенденцию поддержать. Ну и кроме того, как я уже говорил, это точечная работа по крупным предприятиям, чтобы сдержать необдуманные решения со стороны администрации того или иного предприятия. Она дает положительные сдвиги. И очень важная тема – это поддержка развития малого бизнеса. Представьте себе, у нас 125 тысяч человек работает в малом бизнесе. Это четверть экономики Воронежской области. Мы хотим, чтобы малый бизнес в этих условиях развивался ускоренными темпами. И часть безработных людей могла перейти вот в эту активную деятельность. Малый бизнес в любом случае имеет громадные резервы в нашей стране по своему развитию и доле в экономике. Хорошая действует у нас региональная программа. В частности, мы выиграли конкурс в Министерстве экономического развития. И получаем сейчас дополнительные деньги, более 80 миллионов рублей. И я хотел бы поблагодарить здесь министра Набиуллину Эльвиру Сахипзадовну, что министерство очень активно имеет такие конкретные инструменты по поддержке на уровне регионов малого бизнеса. И малый бизнес сейчас говорит, что наконец-то приняты какие-то конкретные и нам понятные шаги. И мы под это даже создали специальный департамент, как министерство, по развитию малого бизнеса в Воронежской области.

- Во время кризиса многие регионы секвестируют бюджет. Наверное, это коснулось и вашей области. Не вы принимали, насколько я понимаю, этот документ. Что с ним происходит сейчас и отчего пришлось отказаться и насколько пришлось сократить?

- Мы видим, что доходы, по нашим прогнозам, примерно сократятся на 30% по отношению к запланированному бюджету, который был принят в декабре. В то же время, нам удалось мобилизовать ряд резервов, плюс доказать на федеральном уровне, потому что частично трансфертами покрываются расходы регионального бюджета. Мы сокращаем расходы на 20%. То есть доходы падают на 30%, расходы на 20%. Приходится приостанавливать все, что связано с капитальными вложениями, то есть инвестиции в основной капитал. Будем ждать лучшего периода. Сокращаем, в частности, затраты на строительство дорог, довольно приличные там суммы. Сокращаем объемы капитального ремонта. И при этом задача развития все равно остается. Но полным рублем у нас сохраняются все обязательства государства, связанные по всем социальным направлениям. Все, что касается людей, все, что касается государственных услуг, образования, медицины и так далее, мы сохраняем поддержку сельского хозяйства. И при этом поставлена задача, несмотря на такие жесткие параметры, оптимизировать работу правительства и сократить затраты на содержание аппарата на 220 миллионов рублей. В общем, понятные задачи. И будем искать еще резервы. И резервы тоже есть.

- Алексей Васильевич, спасибо вам большое. И желаю вам успехов.

- Спасибо.