Сергей Шпилько: кризис навредил турбизнесу больше, чем "свиной грипп"

Вирус "свиного гриппа" угрожает туристам. Список стран, куда россиянам не рекомендуется ездить из-за эпидемии, пополнила Испания. О том, как болезнь повлияла на туриндустрию, "Вестям" рассказал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

"Свиной грипп" зарегистрирован уже в 39 странах. Число заболевших приближается к 8,5 тысячи человек, 72 случая – с летальным исходом. В разгар лета вирус угрожает в первую очередь туристам. Список стран, куда россиянам не рекомендуется ездить из-за эпидемии, пополнила Испания. О том, как "свиной грипп" повлиял на туриндустрию, в интервью "Вестям" рассказал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

- Как сказался грипп, который называют "свиным", на турбизнесе?

- Конечно, ничего хорошего в этом нет ни для российского, ни для мирового тризма. Но я бы не стал преувеличивать последствия. Опыт уже есть с "птичьим гриппом": Юго-Восточная Азия потеряла миллиарды долларов в результате паралича в 2004 году. И у нас сезон в Сибири и на Дальнем Востоке провалился, но у нас не был он зарегитрирован. На ситуацию в Мексике туристы отреагировали живо, были аннуляции. Потоки туристов перераспределялись. По Штатам или Испании особой рефлексии мы пока не чувствуем.

- Вот и Япония попала в список стран, где отмечена вспышка гриппа?

- Япония у нас не слишком массовое направление. Соединённые Штаты – да, туда порядка 60 тысяч ежегодно выезжают. Испания – одно из "козырных" направлений туристического рынка: туда устремляются порядка 400 тысяч россиян в год. Но туда пока аннуляции носят единичный характер.

- А что нужно , чтобы аннулировать свою путёвку и поехать в другую страну? Это возможно сделать?

- По Мексике так всё и произошло. Туристам были предложены другие направления – Куба , Доминикана.

- Это тем, кто уже купил путёвки?

- Да. Кому-то возвращали деньги, кто-то выбрал иной маршрут, и правильно сделал, поскольку часто это были выгодные условия. Но по испанскому направлению туроператоры с таким положением еще не столкнулись.

- Сейчас в Испании отмечена вспышка гриппа. Могу ли я отказаться от еще не купленной путевки?

- Отказаться вы можете в любом случае. Что касается потери денег, то надо смотреть договор, уточнять, за какой период до поездки вы отказываетесь, смотреть, как себя ведет принимающая сторона. Пока оттуда не поступало никаких сигналов. В судебном и досудебном порядке могут быть возвраты денег.

- Как быть тем, кто плохо почувствовал себя за рубежом?

- Здесь не надо долго раздумывать, тем более в такой обстановке, а сразу обратиться за помощью, сделать анализы и понять, каким заболеванием турист заболел.

- А если турист попал на карантин при прилёте в страну, что ему делать?

- Я не могу сказать, что меры санитарного контроля в Испании, в Европе в целом жестче, чем у нас. И не было среди наших туристов такого рода прецедентов. А здесь, в России, я думаю, санитарные власти сумеют разобраться в ситуации. Подключаются все причастные к поездке человека.

- Как кризис повлиял на туристическую область?

- Повлиял значительно больше, чем свиной грипп. И здесь потери оцениваются нами от 20 до 30 процентов. Потери не в количестве туристов, а потери в смысле денег: многие выбирают дешевые направления и туры, многие предпочитают ехать на близкие расстояния. К концу марта был уволен каждый пятый работник турбизнеса. Сокращение фирм на рынке. Но есть и антикризисные направления и продукты туриндустрии: меньше упал спрос на путешествия за здоровьем, зимой "горнолыжка" продалась хорошо, европейская "экскурсионка", круизы морские и речные пошли неплохо. Лучше себя показывают те виды туризма, которые стали неотъемлемой частью жизни людей. Безусловно, сложная ситуация с пляжным отдыхом, и совсем плохая ситуация на рынке корпоративных поездок. Сейчас, правда, туриндустрия адаптировалась к кризисным условиям. Сократили предложения, разработали систему бонусов, увеличивающих спрос, проводим ранние продажи, когда можно на 30 процентов дешевле купить тур. Но все равно всем тяжело.

- Как потребитель может определить, крепкое финансовое положение компании или нет?

- Как вы можете определить, крепкий банк, или пенсионный фонд, или страховая компания? Кто там даёт гарантии? Это вопрос профессиональной оценки. Потребитель самостоятельно вряд ли сможет определить финансовую устойчивость той или иной фирмы. Другое дело, есть косвенные методы: побольше посидеть в Интернете, собрать побольше данных о той или иной компании, есть ли они в реестре, посмотреть, у какого туроператора покупается продукт, давно ли турфирма работает на рынке. Сейчас рекламы стали меньше давать , и мы видим, что спрос смещается в сторону компаний, лояльных к потребителю. Можно звонить в союз (туриндустрии).