"Солнечная" болезнь: каждый второй случай – смертельный

Что можно приобрести под солнцем, кроме модного загара? И как вовремя разглядеть и предотвратить опасную болезнь с названием меланома? В десятках российских городов прошли бесплатные консультации онкологов. Уже в третий раз Россия в числе 26 европейских государств проводит День диагностики меланомы.

Что можно приобрести под солнцем, кроме модного загара? И как вовремя разглядеть и предотвратить опасную болезнь с названием меланома? В десятках российских городов прошли бесплатные консультации онкологов. Уже в третий раз Россия в числе 26 европейских государств проводит День диагностики меланомы.

Меланома – самая непредсказуемая и оттого самая опасная форма рака. Лечению поддается плохо: треть больных умирает. А еще меланома стремительно омолаживается. Ежегодно в России фиксируют 8 тысяч новых случаев.

Эти ежегодные восемь тысяч и стали главным поводом объявить общероссийскую мобилизацию медицинских сил. В онкологических больницах в 25 городах страны сегодня выстроились огромные очереди из тех, кто собственные родинки считает не только украшением от природы. Захар в этом убедился на личном опыте. "С использованием специального аппарата сделаем снимок, который позволит нам рассмотреть это в подробностях", – говорит врач.

Из двадцати родинок на его теле две способны убить. Каждой присваивают номер, а дальше – современные технологии. Родинки не просто фотографируют, их переносят на электронный носитель с двадцатикратным увеличением. Становится очевидно: еще немного – и "украшения" дали бы метастазы. "Они должны быть либо удалены профилактически, либо может проводиться динамическое наблюдение", – рекомендуют медики.

Безболезненная операция отнимает максимум 15 минут. На выходе Захару объявляют: он очень вовремя оказался у доктора. Распознать раннюю опухоль кожи самостоятельно еще никому не удавалось, а позднюю вылечить уже невозможно. Оперируют тогда часами – и никаких гарантий.

"Сама меланома может выглядеть в виде маленькой черной точки на пальце и, к сожалению, пациенты иногда даже не придают этому значения, начинают тереть чем-то, пытаться избавиться, пемзочкой, любыми способами, выжигать", – констатирует Николай Потекаев, главный дерматолог Росздравнадзора, профессор кафедры кожных и венерологических болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

"В чем парадокс этой болезни? В том, что она находится на теле, на коже человека, и он в общем-то может ее видеть и не понимает, что он является носителем болезни", – предупреждает Лев Демидов, руководитель отделения биотерапии опухолей НИИ клинической онкологии Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина.

День диагностики меланомы в России проводят уже третий год. Придумали, в том числе, чтобы испугать. Только испугавшись, люди обращаются к доктору. Потому что не знают ни об ужасающей статистике, ни о высокой смертности. В кабинетах потом успокаивают – ранняя диагностика решает проблемы: "Основания для беспокойства есть, когда родинка начинает интенсивно расти, меняется ее цвет, она становится более темной".

К онкологу, если страшно, идти тоже необязательно. Во всех российских больницах есть специальные приборы, и диагноз могут поставить дерматологи: "К счастью, здесь ничего страшного нету. Это абсолютно доброкачественное образование".

Не зря бесплатное обследование проводят накануне летних отпусков. Смертельные диагнозы обычно ставят осенью, когда люди возвращаются с каникул. Сегодня напоминали: загорать можно только утром (до одиннадцати) и вечером (после трех). Потому что наследственная меланома – большая редкость. Она, в основном, от беспечности: когда беспечно жарятся на солнце и так же беспечно потом не ходят к врачу.