Радикалы вручили Порошенко билет до Липецка

Экс-президент Украины Виктор Янукович считает необходимым провести референдум о статусе Донбасса, если киевские власти будут игнорировать Минские соглашения. В трехлетнюю годовщину переворота Янукович встретился с журналистами.

Экс-президент Украины Виктор Янукович считает необходимым провести референдум о статусе Донбасса, если киевские власти будут игнорировать Минские соглашения. В трехлетнюю годовщину переворота Янукович встретился с журналистами и рассказал о том, что написал открытое письмо лидерам России, США, Германии, Франции и Польши. Бывший украинский лидер призывает создать спецкомиссию Совета Европы, которая займется расследованием преступлений на Майдане. Радикалы, которые были ударной силой переворота, не понесли никакого наказания, отметил он, и сейчас опасны уже для нынешней власти.

"Радикалы несли и несут угрозу сегодняшней власти, — считает экс-президент Украины. – До сих пор они не разоружены. До сих пор они объединены в батальоны. И куда они повернут свое оружие – это абсолютно непредсказуемо. Вполне возможно, что они повернут его против нынешней власти, которая обманула их на Майдане. Они ничего не сделали из того, что там обещали".

Правоту Януковича подтвердили и сами радикалы. Несколько тысяч демонстрантов потребовали, чтобы Порошенко убрался из страны. Националисты — за полный запрет на торговлю с Донбассом, речь в первую очередь о донецком угле. При этом они не пускают в страну и российский коксующий уголь, который используют украинские и донбасские металлургические предприятия. И если киевские власти урезонить радикалов не в состоянии и лишь пассивно наблюдают за происходящим, то в народных республиках уже предлагают выход из ситуации. И Россия идет навстречу.

Митинг запрещенного в России "Правого сектора" (запрещена в РФ) — у президентской администрации. Порошенко принесли огромную конфету и символический билет в Липецк — там у него находится шоколадная фабрика.

— Пусть убирается в Липецк, — заявили они на митинге.

Украинские националисты все больше раскачивают ситуацию в стране. Правительство не может или не хочет договориться с людьми, блокирующими железнодорожные магистрали. Радикалы устраивают ежедневные митинги с потасовками, требуя полностью прекратить торговые отношения с Донбассом.

- Слава Украине! – раздается на митинге.

- Героям слава! – отвечает толпа.

Тем временем транспортная блокада, которую украинские боевики устроили Донецкой и Луганской народным республикам, бумерангом ударила по экономике самой Украины.

"Месяц фактически блокады Донбасса, которую устраивают, условно говоря, 20 человек, стоит Украине, по подсчетам, что-то типа миллиарда долларов убытка. Это очень скромный подсчет, потому что остановка металлургического контура потребует около месяца на запуск", — отмечает политолог Дмитрий Абзалов.

Краматорский ферросплавный завод. Он на украинской территории. Угля здесь осталось на два дня работы, потом придется останавливать доменную печь.

"Наступает критический момент, так сказать, необратимые процессы, которые происходят в горне. Просто-напросто застынет металл, доменная печь будет выведена из эксплуатации. А в нашем случае доменная печь — это весь завод", — подчеркивает начальник доменного цеха Краматорского ферросплавного завода Александр Шихов.

Предприятия в регионе еще с советских времен были объединены технологическими цепочками. И сейчас, когда заводы оказались по разные стороны линии разграничения, разорвать эти связи — значит, уничтожить производство. Руды, угля и электричества теперь катастрофически не хватает ни с той, ни с другой стороны.

"Металлургический комплекс Украины, Мариупольский и другие заводы строились тоже с расчетом на кокс того же Донбасса", — поясняет руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Страдают металлургия, коксохимпроизводство и энергетика, тесно связанные между собой.

"Заявления украинских властей о том, что нам как бы всего хватает и наших запасов на полгода хватит, нам больше не надо, — абсолютно нереалистичны по одной простой причине: потому что уголь должен пополняться на складах ежесуточно", — подчеркивает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

На украинских ТЭЦ запасы угля практически исчерпаны, веерные отключения электричества со дня на день грозят большинству городов страны.

"Что неизбежно приведет к росту оптовой цены на электрическую энергию и поставит перед государством Украина задачу повышать тариф для конечного потребителя. А его повышать уже некуда", — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Официальный Киев то заявляет о том, что надо бы переходить на атомную энергетику, то сообщает, что уголь теперь будут возить из Южной Африки. Но любой специалист скажет — без российского сырья Украине не обойтись.

"Если привезти, откуда они хотят (из Колумбии, Австрии, Бангладеш и так далее), – это конец фильма. Это диверсия! Это ТЭЦ останавливается, технология ломается, потому что марки углей, я еще раз повторяю, заточены под определенные технологии", — отмечает губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

В 2016 году Украина закупила в России 10 миллионов тонн угля, в этом — уже почти полтора миллиона тонн. И, что удивительно, теперь сама не пускает его в страну.

"Сейчас они и в Донбассе не берут, и нам все заблокировали. Наш уголь весь ушел на экспорт, у нас с этим проблем нет. Но в Запорожье, насколько я знаю, начинают резко снижать объем производства. И до какого уровня они дойдут? Потому что совсем металлургические заводы останавливать нельзя, потом печи не запустишь", — добавляет президент холдинга "Сибирский деловой союз" Михаил Федяев.

Донецкие заводы тоже российский уголь получали, но за него не рассчитывались. Дело в том, что большинство крупных предприятий по-прежнему принадлежит украинским олигархам и зарегистрировано в Киеве.

"Схема состоит в том , что за граждан Украины расплачивается бюджет. С кем? С олигархами, с Порошенко, который сегодня контролирует практически всю энергетическую сеть Украины", — ставит точки над i лидер Комитета спасения Украины Владимир Олейник.

В Енакиево — это уже территория ДНР — из-за блокады сегодня закрылся местный металлургический завод.

"Ни одна из четырех машин не работает. Говорят, нет сырья", — рассказывает один из рабочих.

Уголь был российский, завод — под Донецком, а выгоду получали лишь украинские олигархи. Хотя официальный Киев давно уже не выдает тем, кто живет в Донецке, ни зарплат, ни пенсий.

"Для того чтобы максимально обезопасить этих людей не получить угрозы увольнения либо в неполучении заработной платы, республика предпримет определенные шаги. Эти люди останутся и с работой, и на своих предприятиях, и они будут дальше работать", — пообещал глава ДНР Александр Захарченко.

- А можно об этих шагах рассказать поподробнее?

"А вот это есть коммерческая — военная тайна", — ушел от прямого ответа Захарченко.

Поставлять уголь Донбассу Россия не отказывается, но, во-первых, поставки тогда должны идти напрямую, минуя Украину. А во-вторых, донецкие заводы должны за него исправно платить. Официальный Киев, по сути, вынуждает ДНР и ЛНР взять предприятия под свой контроль и обеспечивать их бесперебойное функционирование самостоятельно.