Сможет ли Китай побудить Трампа к переговорам с КНДР?

Ракетно-ядерная программа КНДР уже долгое время остаётся одной из ключевых проблем мировой политики. Судя по последним шагам Пекина, китайское руководство намерено побудить нового президента США вернуться к переговорному процессу.

Ракетно-ядерная программа КНДР продолжает развиваться, несмотря на санкции, а арсенал способов давления на Пхеньян со стороны международного сообщества сокращается. В минувшую субботу их стало ещё меньше – правительство Китая заявило о введение запрета на покупку угля, продажа которого в Китай была одним из немногих оставшихся источников валюты для изолированного северокорейского режима. По мнению наблюдателей, таким шагом Пекин пытается побудить новую администрацию США к более активным действиям по урегулированию северокорейской проблемы.

В ходе своей предвыборной кампании Дональд Трамп заявлял, что, в отличие от Обамы, который категорически отказывался вступать в какой-либо контакт северокорейским лидером, он готов был бы встретиться с Ким Чен Ыном за гамбургером и лично обсудить наболевшие проблемы. Хотя такой шаг со стороны американского президента в отношении руководителя страны, с которой у США даже нет дипломатических отношений, очевидно, лежит далеко за рамками дипломатического этикета, есть все признаки того, что команда Трампа действительно намеревалась, как минимум, выслушать мнение с той стороны демилитаризованной зоны.

Речь идёт о неформальной встрече с участием высокопоставленных северокорейских чиновников и бывших американских дипломатов, принимавших участие в переговорах по северокорейской проблемой, которая должна пройти в Нью-Йорке. Если она состоится, она станет первой в своём роде за пять лет. В ходе второго срока Барака Обамы действовал запрет даже на неформальные контакты с пхеньянским режимом, и подобные саммиты проходили в других мировых столицах, в частности, в Берлине и Куала-Лумпуре. Однако за последний месяц произошло, как минимум, два события, которые ставят будущее встречи под большой вопрос.

Первым является испытание баллистической ракеты на твёрдом топливе, ставшее наглядной иллюстрацией очевидного прогресса ракетно-ядерной программы КНДР, которая продолжает развиваться, несмотря на международные санкции. Эту новость, впрочем, можно назвать рутинной – Северная Корея регулярно проводит ракетные испытания и, несмотря на неодобрительную реакцию мирового сообщества, они уже давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, чего нельзя сказать о другом событии, неожиданно приковавшим внимание всего мира к отношением между КНДР и Малайзией.

Речь, конечно же, идёт о дерзком убийстве Ким Чен Нама – сына бывшего северокорейского руководителя Ким Чен Ира и старшего брата Ким Чен Ына, который был атакован неизвестными в международном аэропорту Куала-Лумпура и вскоре скончался, предположительно от отравления. Пока расследование продолжается, однако история уже успела обрасти скандальными подробностями, которых с каждым днём становится только больше.

Так, сначала власти Северной Кореи, двое граждан которой были арестованы по подозрению в убийстве, а ещё четверо, по данным малайской полиции, успели покинуть страну, отказывались подтверждать личность убитого, а затем обвинили власти Малайзии в "действии под давлением внешних агентов". После этого посол КНДР был вызван в малайский МИД, а посол Малайзии – отозван из Пхеньяна для консультаций. В ответ власти Северной Кореи отказались признавать результаты медицинского освидетельствования, так как до них не был допущен представитель Пхеньяна. Кроме того, 22 февраля в малайской прессе появились сообщения, что ночью в морг, в котором находится дело Ким Чен Нама, пытались проникнуть неизвестные.

В связи с этими событиями организация саммита с представителями Северной Кореи на американской земле, пускай и неофициального, может вызвать у Ким Чен Ына и его окружения ощущение вседозволенности. В этой связи в Сенате уже зазвучали предложения не только не выдавать предполагаемым участникам саммита визы, но и вернуть КНДР в список стран, спонсирующих терроризм, из которого она была исключена девять лет назад. В противном случае, уверены сенаторы, среди которых есть как демократы, так и республиканцы, агенты Пхеньяна могут начать широкую кампанию по ликвидации неудобных ему людей по всему миру. Такого же мнения придерживаются в Сеуле, где убийство Ким Чен Нама уже назвали свидетельством жестокости и бесчеловечности северокорейского режима.

Тем временем, очередное обострение отношений между Пхеньяном и Вашингтоном ожидается совсем скоро – как правило, оно является неотъемлемой частью ежегодных американо-южнокорейских учений, в которых в этом году будет участвовать авианосец "Карл Винсон", стратегические бомбардировщики В-52 и B-1B, а также атомные подводные лодки. В КНДР эти учения традиционно рассматривают как демонстрацию мощи, направленной против северокорейской армии и проводят свои, часто сопровождаемые запусками ракет или ядерными испытаниями.

О намерении Китая подтолкнуть команду Трампа к переговорам с северокорейским режимом говорит и телефонный разговор между государственным секретарём Рексом Тиллерсоном и ответственным секретарём по иностранным делам Компартии Китая Яном Цзейчи. Согласно информации источников, знакомых с ходом беседы, одной из обсуждаемых тем было урегулирование ситуации вокруг КНДР. Впрочем, по мнению эксперта по отношениям с Северной Кореей Жана Лиангуя, вне зависимости от того, состоится саммит или нет, на развитие ракетно-ядерной программы КНДР это никак не повлияет.

"Северная Корея более 50 раз заявляла, что не будет участвовать в каких-либо переговорах, подразумевающих её денуклеаризацию, — отметил Жан Лиагуй. – Я не думаю, что президент Трамп сможет как-то изменить эту ситуацию и заставить корейцев поменять своё мнение".