Сокровища "Русских сезонов"

В Музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка "Сокровища "Русских сезонов". В экспозиции – костюмы, принадлежавшие труппе Дягилева. Все эти вещи впервые привезли в Россию.

В Музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка "Сокровища "Русских сезонов". В экспозиции – костюмы, принадлежавшие труппе Дягилева. Все эти вещи впервые привезли в Россию. В Москве они будут находиться только месяц, а затем отправятся в Париж и Лондон.

Эти пуанты Ольга Мазур нашла в своем новом доме в Лондоне. Решив сделать уборку на чердаке и собравшись выбросить старый хлам, наткнулась на эти балетные туфельки. "Я обнаружила черные пуанты, они милые, трогательные, но самое главное, что меня заинтересовало – это была надпись туфельки", – рассказала она. Именно с этой надписи и началась эта коллекция. Сначала Ольга установила у экспертов, кому принадлежал почерк. Оказалось, что на пуантах расписалась звезда русского балета Тамара Карсавина. Сто лет назад сцена театра Шатле в Париже впервые явила миру новый русский балет, который произвел подлинную революцию в этом жанре. Тогда "Дягилевские сезоны" стали эталоном вкуса и оказали колоссальное влияние на европейскую моду.

Заместитель директора по научной работе Музея декоративно-прикладного искусства Ольга Стругова рассказывает: "Говорят, что королева венчалась в платье, [созданном ] под влиянием костюмов от дягилевских балетов".

После распада труппы костюмы долгое время лежали в Париже на складе. Платья сгнили, шляпы и туфли испортились. Многие вещи пропали бесследно, некоторые – осели в частных домах. Когда коллекционеры стали собирать по крупицам балетные вещи, принадлежавшие труппе Дягилева, оказалось, что это – лишь жалкие останки.

"Здесь огромное повреждение, вызванное влагой. Очень много было окраса материала", – рассказывает Ольга Мазур, показывая нам костюм, расписанный рукой самого Анри Матисса. Сегодня он стоит десятки тысяч фунтов стерлингов. А эта шляпка была создана великим Бакстом специально для примы, Любови Чернышовой. "Любовь Чернышова невзлюбила этот головной убор, и хотя балетным танцорам не дозволялось вмешиваться в дизайнерские моменты постановки, Бакст этот головной убор создал именно для Любови Чернышовой", – рассказала об истории реликвии коллекционер Ольга Мазур.

Эта вещи приехали в Россию впервые. Предложений у коллекционеров было много, но эту коллекцию они решили разместить именно в Музее декоративно-прикладного искусства. Директор музея Маргарита Баржанова обратила внимание на особенности экспозиции: "Вот этот прекрасный камин работы Врубеля, который был выполнен в 1900 году и демонстрировался в Париже, наверняка связывает сегодняшнее состояние нашего музея с тем ярким прошлым Дягилевских сезонов. Поэтому мы возвращаем "блудного сына" на родину". Дягилевские костюмы будут находиться в Москве всего месяц, а затем отправятся в Париж и Лондон.