Хрущевки уйдут в прошлое, но платить за капремонт все равно придется

Жильцам московских пятиэтажек придется платить взносы на капремонт вплоть до решения о сносе этих домов. Правда, потом деньги им вернут. Сейчас решается вопрос, дома каких серий будут демонтированы в первую очередь. При этом эксперты уверены, что некоторые пятиэтажки все же стоит оставить.

Жильцам московских пятиэтажек придется платить взносы на капремонт вплоть до решения о сносе этих домов. Правда, потом деньги им вернут. В настоящее время решается вопрос, дома каких серий будут демонтированы в первую очередь. При этом многие эксперты уверены, что некоторые пятиэтажки все же стоит оставить.

Самая первая, экспериментальная хрущевка Москвы — улица Гримау, дом 16. 1957 год.

"Никсон был здесь, ему показывали этот двор, он был очень красивый, здесь располагался фонтан, были здесь посажены очень интересные деревья", — вспоминает архитектор Николай Аввакумов.

Дом хоть и панельный, но в первую волну сноса по случайности не попал. Последние слухи: из этой хрущевки собираются сделать музей советского быта.

Эра пятиэтажек началась в середине 50-х годов. Это была настоящая жилищно-строительная революция. Так быстро и много не строили никогда.

"Домостроительные комбинаты производили уже готовые кубики-квартиры, их на большегрузных автомобилях перевозили и ставили один за другим практически без фундамента", — рассказывает москвовед Михаил Федоров.

Однотипные кварталы вырастали не только в советских городах. В Кабуле, например, хрущевки стали появляться в 60-х годах. Целые "русские макрорайны". Для полуфеодального Афганистана это было настоящее архитектурное чудо.

"Тогда даже президент жил в обычном дом, премьер-министры и министры жили в таких пятиэтажных домах. Пятиэтажки сделали Советскому Союзу великолепную рекламу", — говорит Петр Гончаров, независимый военный эксперт.

Эксперименты по разработке социальных типовых домов начали еще в 30 годы прошлого века. Здание на Ленинградском проспекте — еще довоенный образец простого и экономичного в строительстве блочного жилого дома, но, несмотря на это, настоящий шедевр архитектуры. Его еще называют "ажурный" или "кружевной " дом из-за витиеватых решеток, которые украшают кухонные лоджии.

Дом коммунистического быта: широкие лестницы, холлы и коридоры, а квартиры маленькие. Питаться и проводить время предлагали коллективно в общественных заведениях на первом этаже. Но серийным дом так и не стал. Помешала война. Сейчас он единственный такой в Москве памятник архитектуры. И теперь, когда к концу подходит первая волна сноса хрущевок и грядет вторая, возникает вопрос о сохранении памяти целой эпохи.

"Кроме памятника истории, это еще и памятник инженерной мысли, свидетельство инженерного уровня той эпохи. Поэтому, конечно, несколько домов разных серий обязательно должны быть сохранены", — считает Юрий Егоров, координатор общественного движения "Архнадзор".

Какие серии сохранят, пока неизвестно. Но многие готовы остаться жить в домах, которые станут памятниками архитектуры.