Ученики в квадрате: в российских школах грядет перестановка

Российские учителя и все, кто связан с образованием, обсуждают слова вице-премьера Ольги Голодец. Она предложила отказаться от прямоугольных классов. Позже в пресс-службе замглавы правительства пояснили: форма помещений должна быть такой, чтобы можно было рассаживать учеников в разных конфигурациях.

Российские учителя и все, кто — так или иначе — связан с образованием, обсуждают слова вице-премьера Ольги Голодец. Выступая на форуме в Сочи, она предложила отказаться от прямоугольных классов в школе. Позже в пресс-службе замглавы правительства пояснили: форма помещений должна быть такой, чтобы можно было рассаживать учеников в разных конфигурациях — в зависимости от учебной задачи. Идеальным вариантом считается квадрат.

"Круглый стол", "конус", "учебный турнир" – когда парты разделены на две группы, друг напротив друга. В методиках преподавания — около 10 вариантов рассадки учеников в классах. "Когда есть командные задачи, надо столы ставить в круг, когда надо писать сочинения, то все сидят, не мешая друг другу, — поясняет главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ "Проект-Реализация" Ольга Бумагина. — За вариативностью будущее. Чем мобильнее пространство, тем больше возможностей выбора формы занятий и работы с учениками".

Но в большинстве российских школ распространена лишь одна. Когда учитель впереди, а школьники видят либо только преподавателя и доску, либо еще и с два десятка затылков своих одноклассников. Лидерство преподавателя непререкаемо. А каждый из учеников автоматически получает определенный социальный статус в классе – "любимчик", "актив класса" или же "пассивный балласт" (не самый лучший вариант для формирования командного духа и коллективной работы).

"Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные, — констатировала заместитель председателя правительства России Ольга Голодец. — Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе".

Идеальная форма класса, по мнению Голодец, — квадрат. И дело здесь не в точных пропорциях. Мерить рулеткой 4 стены никто не будет. Просто при форме кабинета, близкой к квадрату, можно и парты расставлять как угодно и с учениками общаться эффективней. К тому же построить школу с квадратными классами можно. И в России они уже есть – это экспериментальные проекты, которые реализуют в Центральной России с 2014 года.

"Мы решили: так как дети дальше третьего ряда вообще не видят, то рядов в ширину должно быть три, а класс должен быть практически квадратным, — рассказывает Ольга Бумагина. — Даже в ширину шире, чтобы осталось место для прохода. Когда построили первую школу, оказалось, что это неплохая идея, освещенности хватает, учиться удобно".

И при такой планировке что такое "галёрка", где во время уроков можно спокойно переписываться в чате, ученики и знать не знают. Применяются такой подход уже давно и широко и за границей. Там классы квадратные или так называемые широтные. А мебель мобильная, чтобы менять планы рассадки учеников в зависимости от задания. И применяется это на всех уровнях обучения – от начальной школы до аспирантуры.

"Студенты сидят по периметру, по одному за партой, — говорит аспирант Университета Ёнсе (Сеул, Республика Корея) Екатерина Ан. — Поскольку парты стоят не в ряд, то и преподаватель видит студентов одинаково и студенты имеют одинаковый контакт. И это более эффективно. Все на виду, нет мотивации что-то списать или в телефоне посидеть".

Но уйти от прямоугольных классов и традиционной рассадки не так просто. Проблема первая – архитектурная. Возвести новые школы можно. Но уже построенные — не рассчитаны на масштабные перепланировки. "Это очень тяжело, — считают эксперты-архитекторы. — Вы представьте, что такое ломать капитальную стену, а капитальная стена идет между классами? Надо смотреть конструктивную схему. Если между классами идет капитальная стена, будет легче построить новую школу".

И удастся ли после такого капитального ремонта уложиться во все санитарные нормы – по площади класса, количеству квадратных метров на одного школьника и освещенности. Влечет такая перепланировка и другие проблемы – кадровые. Рассаживать детей в квадратном классе по кругу или друг напротив друга можно только, когда учеников 15-18, но не 25, как в большинстве школ в крупных городах. Одно дело – выровнять стены, и совсем другое – втиснуть в эти новые формы учителей, миллионы школьников и уже утвержденные методики обучения.