Опровержение вместо денег: суд вынес решение по спору РБК и "Роснефти"

С РБК снято материальное взыскание в 390 тысяч рублей по иску "Роснефти". Незаконным решение о частичном удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации "Роснефти" признал 1 марта 2017 года Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы.

С РБК снято материальное взыскание в 390 тысяч рублей по иску "Роснефти". Незаконным решение о частичном удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации "Роснефти" признал 1 марта 2017 года Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы.

Финансовое взыскание с медиахолдинга РБК и трех его журналистов полностью снято. Но в течение 10 суток журналисты, РБК и РБК ТВ должны опровергнуть признанные судом недостоверными сведения из оспоренной "Роснефтью" статьи "Сечин попросил правительство защитить "Роснефть" от ВР".

Судья огласил только резолютивную часть апелляционного постановления. Его полный текст будет выдан сторонам позже, отмечает ТАСС.

В статье РБК говорилась об опасениях главы "Роснефти" Игоря Сечина, что BP сможет собрать в ходе приватизации блокирующий пакет из 19,5% акций.

Вначале представители "Роснефти" вообще хотели взыскать с ответчиков 3 миллиарда 170 миллионов рублей. В такую сумму в нефтяной компании оценили ущерб от статьи журналистов РБК за 50 лет. Вероятные убытки были подсчитаны Центром профессиональной оценки, но суд не принял эту оценку в качестве доказательства.

Представители РБК апеллировали к разнице восприятия. По их мнения в статье нет негативных сведений о "Роснефти". Глава компании Игорь Сечин, по мнению журналистов, был обязан проинформировать правительство о наличии рисков при приватизации госпакета акций, что он и сделал. В РБК подчеркнули, что изложенные в статье сведения говорят о профессионализме Сечина, его добросовестности и ответственности, а не, наоборот, как представляли юристы нефтяной компании.

Кроме того, адвокаты РБК обратили внимание на позицию Верховного суда России и Европейского суда по правам человека: решения судов по аналогичным искам не должны ограничивать или ущемлять СМИ в свободе слова. Они настаивали на необоснованности и неразумности требования с журналистов компании более 3 миллиардов рублей. Тем более, что это требование было солидарным – и с юридического лица, и с трех журналистов — Тимофея Дзядко, Людмилы Подобедовой и Максима Товкайло.

"Считаю, что это ненормально требовать миллиардные взыскания с журналистов, — заявил адвокат РБК. — Мы представляли справку о доходах, согласно которой они получают весьма скромную зарплату. Почему, например, истец не заявил требования взыскать с РБК 3 миллиарда рублей, а с Тимофея Дзядко — 100 тысяч?"

При этом адвокат журналистов подчеркнул, что требования "Роснефти" были вызваны желанием обанкротить журналистов. Более того, если бы они были удовлетворены, то решение суда было бы абсурдным и невозможным для исполнения.

Это значительные деньги, подчеркнул адвокат. Журналисту РБК Максиму Товкайло для удовлетворения иска пришлось бы выплачивать "Роснефти" взысканную с него сумму 2,5 тысячи лет.

При этом адвокаты обратили внимание суда, что журналисты предприняли все возможные действия в рамках закона о СМИ.

В частности, они обратились к пресс-секретарю "Роснефти" Михаилу Леонтьеву за комментариями. Но он отказался подтвердить или опровергнуть информацию, избежав предотвращения спорной ситуации априори.

12 декабря 2016 года требования "Роснефти" к РБК частично удовлетворил Арбитражный суд Москвы. Суд обязал ответчиков удалить оспариваемую публикацию, разместить опровержение и компенсировать истцу расходы по оплате госпошлины в размере 18 тысяч рублей. Ни "Роснефть", ни РБК это решение не удовлетворило. Обе компании обжаловали его в вышестоящую инстанцию.