Рамзан и Айшат Кадыровы научат Чечню разбираться в моде

Все слышали о головных уборах мусульманок, но все ли сразу скажут, что такое никаб, хиджаб и бурка? В последнем случае русскому человеку проще сказать "паранджа", и он сразу поймет, что это, как в "Белом солнце пустыни".

Все слышали о головных уборах мусульманок, но все ли сразу скажут, что такое никаб, хиджаб и бурка? В последнем случае русскому человеку проще сказать "паранджа", и он сразу поймет, что это, как в "Белом солнце пустыни". Никаб — это когда видно только глаза, а хиджаб — это когда лицо открыто, но спрятаны все волосы. Показ мусульманской моды прошел в Грозном. Представлял его Дом моделей "Фирдаус". В вольном переводе — "Седьмое небо".

Французское кружево, шелк, шифон, бархат — все это для мусульманского платья? А еще оцените цвета. Где же черный? Все больше беж, персиковый, розовый. Я, увидевший все это впервые, был озадачен, а вот глава Чечни Рамзан Кадыров явно нет. Больше того, когда дело дошло до представления модельера, то выяснилось, что это — его дочь. Она еще и разработала флакон духов. Но кому она будет вручать?

"Я спросила: "Айшат: скажи, кому первому ты подаришь свой первый аромат, который создан твоей душой? И она сказала: маме", — отметила продюсер Яна Рудковская.

И она и пошла к маме.

А где же Рамзан Кадыров? Рядом. Но в данном случае он полностью отдает инициативу женщинам. Это они первыми оценят аромат. И ему, конечно, дадут его оценить, но дальше пустят флакон по своему кругу.

- Такое ощущение, что я с вами вновь знакомлюсь. Я привык к Кадырову-воину, Кадырову-борцу за бюджет, а вы показали себя как любящий муж, любящий отец. Мне рассказали, что вы даже соавтор одного из стендов. Это ваша тайная жизнь что ли?

- На самом деле каждый человек должен быть воином. И бюджет надо защищать для народа, и строить надо для народа, плюс культурное развитие, традиции, мода. Это только добавляет даже интерес к региону, к народу, — считает Кадыров.

Действительно, среди интересующихся, среди слетевшихся на этот показ в Грозном — много узнаваемых лиц. Кстати, гостьи не только из Москвы. Например, одна из приехавших не кто-нибудь, а вице-президент Chopard из Европы.

"Сегодня такие уважаемые люди приехали в город Грозный. А недавно, если можно так назвать, приезжали иностранцы — они были террористами из 51 государства — для того, чтобы развалить суверенное государство. А сегодня вся тусовка российская, московская, европейская, кавказская, приехала в Грозный для того, чтобы посмотреть моду", — сказал Рамзан Кадыров.

Модерновым европейцам в Грозном больше всего нравится комплекс "Грозный-Сити". Я, освещавший в 1995-м Первую чеченскую, удивляюсь вдвойне: помню, какие здесь были руины. А сегодня здесь еще и Дом моделей, по которому Айшат Кадырова поручила поводить нас своей помощнице Ульзане.

- Ульзана, можно я сознаюсь вам в одном грехе? На мне коричневые ботинки. Я мало что понимаю в моде, но знаю, что сейчас это модно. И у вас я обнаружил коричневые ботинки. И совсем пик моды — синий?

- Нет, конечно, — признается Ульзана Садулаева, пресс-секретарь Дома моды "Фирдаус".

Еще для мужчин здесь есть вполне современные деловые костюмы, хотя, конечно, преобладает — другой стиль.

- У вас даже манекены такие мускулистые. Вот какие должны быть чеченские ребята.

- Моду и стиль нам задает глава Чеченской республики Рамзан Ахматович Кадыров. Цвет «милитари». Он очень любит спорт. Идет пропаганда спорта. В общем, наши молодые люди пытаются.

Но ведь руководитель 95-го региона Кадыров не только спортивен. Он, как считается, строг.

Рядом — грандиозная мечеть "Сердце Чечни". Как считается, это край строгого ислама.

- Как вы относитесь к никабами или вообще к парандже?

- Это арабская мода, — поясняет Кадыров. — Этого нет в шариате, в исламе — нигде нет такого, что женщина должна закрываться, только глаза должны быть видны. Мы не афганцы, не душманы, не турки — мы чеченцы.

- Мы видели очень пышные наряды. Где оно, исламское ограничение? Есть ли оно вообще?

- На самом деле враги Ислама преподносят многое в искаженном виде. Ислам любит все самое красивое, самое доброе, самое мирное. И ни в коем случае там нет никаких запретов жестких, — заверил Кадыров.

Заглянем еще раз в Дом моделей "Фирдаус", в швейный цех. На стене — портрет Медни Кадыровой, чеченской первой леди, которая этот дом основала, а теперь передала управление дочери Айшат. А та действительно уже внесла новые нотки. Например, от нее здесь — новая линейка повседневной одежды из джинсовой ткани.

- Я обнаружил детское платье. Оно, получается, никакое не мусульманское, короткие рукава….

- Да, это платье на два года. У нас девочки в этом возрасте спокойно могут носить такие платья, — рассказала Ульзана Садулаева. — Уже после 7 лет должна закрываться.

- Но есть такие, кто заказывают, тем не менее, короткие рукава?

- Конечно, есть. У нас это не навязано. Девушки ходят с платком, закрытые в хиджабе и ходят в таких платьях.

- На манекенах есть и платки, и хиджабы, а все как одно платья без хиджаба. То есть женщины принимают индивидуальное решение?

- Да. Приходят в магазин и выбирают на свое усмотрение.

- То есть это не входит в набор?

- Нет. У нас есть религиозные платья. Молитвенные, я бы сказала. Они идут с цельным платком, так как молитва располагает к тому, что женщина должна быть одета полностью по мусульманским канонам.

- А так, в принципе, свободный выбор?

- Да. Но так как сейчас очень распространены платок и хиджаб, у нас очень много девушек, которые приходят и уходят с набором.

Вот почему и многие московские гостьи из уважения к местным традициям и тенденциям покрыли головы. Хотя многие — нет. И ничего с ними не случилось. Впрочем, они и есть гостьи. Но ничего не будет и тем чеченкам, которые решают не носить платок или хиджаб, уверяет Рамзан Кадыров. "Это выбор женщины. И выбор, носить бороду или нет, — мой выбор", — сказал Кадыров.

- На улицах я видел довольно много девочек, которые ходят без хиджаба.

- Конечно, — говорит Рамзан Кадыров.

- То есть обязательного требования на хиджаб нет?

- Абсолютно. У нас 80% хиджаб не носят, к сожалению.

Отдельная категория участниц показа в Грозном — девушки-модели. Они в данном случае все были не из Чеченской республики. Но на подиуме все были в полном одеянии, включая хиджаб.

В марте такой показ готовится и в Москве. Поставки Дома моделей "Фирдаус" идут на весь Северный Кавказ, в Дубай и Москву.

Разрешать, как про себя говорит Кадыров, носить или не носить хиджаб в остальной России? Как в Европе, вводить запрет на ношение хиджаба, например, в школе?

"Как можно запрещать это человеку? Уничтожать чувства религиозные? Это невозможно! Ввести запрет для российского общества убийственно, потому, что мы — граждане России, мы многонациональная, многоконфессиональная страна. У нас федеративное государство. Нас хотят сегодня разделить, называя одних евреями, других — русскими, третьих — чеченцами. Это абсолютно неправильно. Мы должны придерживаться своих традиций и укреплять наше государство. Нужно держаться своих обычаев, культуры и религиям, тогда мы будем непобедимы. Так должно быть", — убежден Кадыров.

Естественно, споры на этот счет будут идти. Но в Чечне мы услышали вполне определенную позицию, особенно на фоне такого-то разнообразия в женской одежде на показе дочери Рамзана Кадырова.

- Будете превращать Грозный в новый Милан, Париж?

- Я в Европе никогда не был. И я не хочу равняться на кого-то. Я хочу построить город Грозный. И все, что есть самое хорошее в мире, в том числе и духи, должно производиться в Чеченской республике, в Грозном. У нас всегда был промышленно развитый регион. У нас добывали нефть. Но все это уже в прошлом. Надо что-то новое придумать, — считает Кадыров.