"Мона Лиза" была счастлива, уверены психологи

Точная фотографическая репродукция оригинальной картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза".

Точная фотографическая репродукция оригинальной картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза".
Фото Wikimedia Commons.

Фрагмент портрета: улыбка Джоконды, до сих пор вызывающая споры среди искусствоведов и психологов.

Фрагмент портрета: улыбка Джоконды, до сих пор вызывающая споры среди искусствоведов и психологов.
Фото Wikimedia Commons.

Точная фотографическая репродукция оригинальной картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза".
Фрагмент портрета: улыбка Джоконды, до сих пор вызывающая споры среди искусствоведов и психологов.
Немецкие психологи уверены, что поставили точку в многолетних спорах о том, что же выражает знаменитая улыбка "Моны Лизы". Серия тестов показала, что большинство людей воспринимает её как счастливую, а не печальную, как считалось ранее.

Одно из самых знаменитых произведений искусства – легендарная "Мона Лиза" (или Портрет госпожи Лизы дель Джокондо) – вновь привлекло внимание учёных.

Споры вокруг этой картины ведутся уже несколько столетий. Исследователей волнует множество вопросов: действительно ли портрет написал Леонардо да Винчи, кто на нём изображён, сколько на самом деле было картин и – пожалуй, самый волнующий – что же таит в себе загадочная улыбка Джоконды.

Многие искусствоведы и психологи давали самые разные определения этой улыбке – от одухотворённой до флиртующей, от нежной до угрожающей. Команда психологов из Фрайбургского университета (Германия) предложила свою интерпретацию.

Учёные прежде всего исследовали факторы, влияющие на то, как люди судят о визуальных сигналах, в частности, о мимике. "Джоконду" они назвали идеальным примером для работы, поскольку широко распространено мнение, что, если долго вглядываться в этот портрет, изначально счастливая улыбка начинает казаться зрителю печальной и даже насмешливой.

Чтобы проверить эту теорию, исследователи использовали чёрно-белую копию шедевра: её слегка подправили, изменив положение уголков губ "Моны Лизы". В итоге было сделано четыре "грустных" копии и четыре "счастливых". Вместе с оригиналом их 30 раз показали 12 добровольцам, задавая при этом вопрос, какое выражение лица они видят на оригинальной картине. В каждом показе фотографии были случайным образом перетасованы.

Как отметил один из авторов исследования Юрген Корнмайер (Juergen Kornmeier), он вместе с коллегами, учитывая историю полотна и неоднозначное мнение о нём, ожидал самых разрозненных ответов. Но вместо этого участники теста показали удивительное единодушие: в 97% случаев они назвали выражение лица исходной Джоконды счастливым.

Ещё один любопытный момент: участники быстрее идентифицировали счастливую "Мону Лизу", нежели грустную. Как предполагают психологи, это связано с тем, что среди человеческих эмоций люди всё-таки больше предпочитают счастье.

Фрагмент портрета: улыбка Джоконды, до сих пор вызывающая споры среди искусствоведов и психологов.

На втором этапе эксперимента учёные демонстрировали добровольцам оригинал вместе с восемью "печальными" копиями – они различались наклоном губ. Участники вновь назвали настоящую Джоконду счастливой, однако интерпретация других изображений изменилась – их воспринимали немного грустнее, говорит Корнмайер. Вероятнее всего, восприятие в данном случае зависело от контекста.

"Наш мозг умеет очень быстро сканировать поле. Мы замечаем полный диапазон, а затем адаптируем наши оценки, используя память о предыдущих сенсорных переживаниях", — рассказывает учёный. Понимание этого процесса может быть полезным при изучении психических расстройств (например, галлюцинаций).

Следующим шагом команда наметила проведение того же теста среди пациентов с психическими расстройствами.

Что же касается самого шедевра, команда считает, что их работа окончательно урегулировала многовековой спор. "В другом аспекте может быть какая-то двусмысленность, но не в восприятии счастливого и печального", — заключает Корнмайер.

Полный текст исследования немецких психологов опубликован в журнале Scientific Reports.

Напомним, что, по мнению экспертов, на портрете изображена знатная флорентийка Лиза Герардини. В 2012 году были найдены останки этой дамы, а позднее археологи эксгумировали тело, чтобы восстановить реальный облик предполагаемой натурщицы Леонардо да Винчи.

Впрочем, другие специалисты утверждают, что под портретом "Джоконды" скрывается изображение совершенно другой женщины.

Также выдвигалось предположение, что "Моны Лизы" на самом деле было две.