Роботов обучили выражать боль и гнев, чтобы врачи лучше диагностировали заболевания

Теперь роботы умеют выражением "лиц" показывать, что им "больно" или они "недовольны", почти как настоящие пациенты.

Теперь роботы умеют выражением "лиц" показывать, что им "больно" или они "недовольны", почти как настоящие пациенты.
Фото Global Look Press.

В работе использовался робот компании Hanson Robotics, а именно гуманоидная модель, списанная с писателя-фантаста Филипа Дика.

В работе использовался робот компании Hanson Robotics, а именно гуманоидная модель, списанная с писателя-фантаста Филипа Дика.
Фото с сайта hansonrobotics.com.

Теперь роботы умеют выражением "лиц" показывать, что им "больно" или они "недовольны", почти как настоящие пациенты.
В работе использовался робот компании Hanson Robotics, а именно гуманоидная модель, списанная с писателя-фантаста Филипа Дика.
Исследователи создали робота-пациента, способного выражать боль, гнев и недовольство. Ожидается, что такая разработка поможет будущим медикам научиться лучше диагностировать состояние пациента – например, инсульт – по выражению его лица.

По выражению лица, как правило, можно понять, что человек чувствует себя неважно. Порой выражение лица может даже подсказать врачам, каков диагноз пришедшего пациента (но, конечно, же подобной навык необходимо оттачивать на практике).

Вспомнив о такой особенности медицинской практики, исследовательская группа инженеров создала инструмент для обучения молодых и не опытных медиков: робота, способного выражать боль.

Сегодня многие врачи уже используют роботов-пациентов с целью отработки того или иного навыка (например, при диагностировании рака простаты).

"Такие роботы могут кровоточить, дышать и реагировать на действие лекарств, — говорит Лорель Рик (Laurel Riek) из Калифорнийского университета в Сан-Диего. – Они действительно впечатляют, но у них есть один существенный недостаток – их "лицо"".

Роботы, имитирующие пациентов, как правило, обладают статичным "лицом". Часто у них просто открыт рот, поэтому медики могут обучаться заодно и обследованию дыхательных путей. Но, в отличие от настоящих пациентов, они не проявляют совершенно никаких эмоций.

Рик и её исследовательская группа решила изменить такое положение дел: они придали роботизированному лицу способность выражать боль, раздражение и даже гнев. Всё это поможет роботизированным пациентам лучше подражать реакциям людей, уверены авторы работы.

"Интерпретация выражений лиц поможет медикам лучше определять состояние людей и понимать, имеют ли они дело, например, с инсультом или болезненной реакцией на лекарства", — говорит Рик, добавляя, что к таким вещам врачи должны быть готовы с первого дня работы.

Отмечается, что в этом году состоится исследование эффективности такой "помощи" робота в одном из медицинских училищ США. Ранее учёные проверили, насколько хорошо люди могут интерпретировать "эмоции" робота. Кроме того, они изучали способность человека оценивать выражение "лица" виртуального аватара. Он также может стать ещё одним способом обучения будущих медиков.

Инженеры добавляют, что при создании робота и аватара они собирали видео с различными реакциями людей, выражающих боль, гнев и отвращение. Затем они использовали программное обеспечение, отслеживающее лица, с целью преобразования мимики в серию двигающихся точек. Далее эксперты отобразили эти точки на "лицах" робота и аватара.

Кстати, учёные использовали робота компании Hanson Robotics – гуманоидную модель писателя-фантаста Филипа Дика. Такой робот обладает очень реалистичной резиновой кожей и способен имитировать мимику человека (здесь можно посмотреть "беседу" с роботизированным писателем).

В работе использовался робот компании Hanson Robotics, а именно гуманоидная модель, списанная с писателя-фантаста Филипа Дика.

Видео робота и аватара было показано 102 людям (как с медицинским образованием, так и из других сфер деятельности). Все участники эксперимента должны были оценить, какие эмоции "испытывают" так называемые пациенты.

Примечательно, что врачи оказались менее точны при определении боли и гнева. Так, люди с медицинским образованием правильно определили, когда аватар выражал боль, в 54 процентах случаев, а люди с другим образованием сделали верные выводы в 83 процентах случаев. А вот отвращение и медики, и люди других профессий определяли с одинаковой точностью.

Результаты исследования вторят более ранним выводам другой научной работы. Она показала, что доктора хуже людей других профессий интерпретируют боль и, как правило, недооценивают её остроту. Рик и коллеги предполагают, что это результат получения медицинского образования, из-за которого у будущего персонала клиник происходит снижение уровня эмпатии (сопереживания).

Тем не менее учёные полагают, что выражение "лиц" роботов и аватаров может помочь в обучении будущих докторов. Робот будет особенно полезен, когда студенты-медики будут проводить оценку физических симптомов и при этом обращать внимание на мимику.

Результаты исследования роботов, имитирующих болевую реакцию пациентов, были представлены на этой неделе на конференции в Вене. Она была посвящена взаимодействую робота и человека (Conference on Human-Robot Interaction).

Ранее проект "Вести.Наука" сообщал о том, что улучшенная система для роботизированной хирургии подарила медикам чувство осязания, а также о методике создания трёхмерных копий органов для апробации будущих хирургических вмешательств. В то же время учёные из Германии намерены заставить роботов почувствовать реальную боль.