Видеоигры показали, каким будет поведение людей в преддверии апокалипсиса

Видеоигра помогла представить, каким будет поведение людей в ожидании конца света.

Видеоигра помогла представить, каким будет поведение людей в ожидании конца света.
Иллюстрация XL Games.

Психологи решили выяснить, как будут вести себя люди, ожидая неминуемого конца света. Чтобы исследование было максимально реалистичным, всех участников эксперимента предупредили, что по окончании игры их виртуальных персонажей сотрут вместе с игровой вселенной.

Глубокая философская проблема поведения человека перед лицом конца света, или апокалипсиса, волнует учёных с незапамятных времён. Сможет ли человечество оставаться в рамках морали, высоких нравственных идеалов и социальных норм или же оно погрузится в хаос от потенциальной безнаказанности и вседозволенности?

Небольшая международная команда исследователей во главе с Ах Рым Кан (Ah Reum Kang) из Университета Нью-Йорка в Баффало решила поискать ответ на этот вопрос в видеоиграх. Да, подобное решение кажется спорным, поскольку бытует мнение, что в виртуальной реальности поведение человека меняется. И всё же с этим постулатом согласны не все.

В качестве площадки для эксперимента выступила фэнтезийная многопользовательская ролевая онлайн-игра ArcheAge ("Древние времена"), которая была разработана южнокорейской компанией.

Её выбор был продиктован тем, что разработчики предлагают участникам большой простор для деятельности, а именно широкий спектр задач и возможностей для исследования виртуального мира и развития своего персонажа. Игроки могут возводить дома, создавать социальные группы, устраивать вечеринки, вести торговлю, зарабатывать и тратить деньги, убивать людей, отбывать наказание и многое другое. Всё вышеперечисленное хорошо поддаётся традиционному поведенческому анализу, что и было необходимо учёным.

Пользователям предложили поучаствовать в бета-тестировании ArcheAge – обычной процедуре для выявления возможных ошибок в программе. Участники заранее знали, что через 11 недель игры все их достижения в ней будут аннулированы. Таким образом, исследователи могли наблюдать, как будет меняться поведение пользователей по мере приближения к неминуемому концу виртуальной жизни.

В итоге учёным пришлось проанализировать и подвергнуть статистической обработке 270 миллионов записей о действиях игроков. Личные данные при этом были засекречены. Важно, что исследование проводилось в двух направлениях, то есть были рассмотрены как индивидуальные действия участников, так и их поведение в социумах. Результаты работы были опубликованы в статье, которую авторы разместили на сайте препринтов arXiv.org.

Оказалось, что за редким исключением люди в своём поведении не были склонны к эскалации насилия, а наоборот, стремились провести последние дни в виртуальной реальности, общаясь с друзьями, соратниками и единомышленниками. Весь мир игры стал более спокойным и уравновешенным. Осознавая скорый конец созданной игровой вселенной, люди перестали о нём заботиться и старались жить настоящим. Многие участники перестали развивать своих персонажей и отказались от завершения отдельных квестов.

Никто не может быть полностью уверен, что поведение человека в виртуальной реальности действительно имитирует его в мире реальном, но авторы исследования полагают, что такое сопоставление всё же возможно. Они надеются продолжить свою работу и планируют запустить ещё один цикл контролируемого бета-тестирования. На этот раз основное внимание будет уделено системе организации и осуществления правосудия в мире ArcheAge, которая не была задействована в первом эксперименте.

Что же касается видеоигр в целом, то они постоянно находятся под прицелом разнообразных исследований. В частности, учёные пытаются выяснить, каково их реальное влияние на зрение и мозговую деятельность человека. Так, по мнению некоторых исследователей, игровой опыт может даже повысить успеваемость молодых людей в школе.