Еженедельная программа "Вести.net" от 18 марта 2017 года

Привет, планета, это программа Вести.net, которая снова выходит из нашей студии с не очень понятными шестернями, которые никакого отношения к программе не имеют. Что из технологических новостей недели заслуживает первого места в программе?

Привет, планета, это программа Вести.net, которая снова выходит из нашей студии с не очень понятными шестернями, которые никакого отношения к программе не имеют. Что из технологических новостей недели заслуживает первого места в программе? Наверное, это очередной российско-американский скандал в стиле Russians Did It.

Минюст США выложил пресс-релиз, в котором утверждается, будто бы российские спецслужбы и хакеры, так или иначе на них работающие, осуществили один из самых больших взломов в истории, скомпрометировав полмиллиарда почтовых аккаунтов Yahoo. Со стороны, конечно, кажется, что это очередная политическая ерунда, потому что ну какая же это спецоперация, зачем разведке полмиллиарда почтовых ящиков? Но смешно, что самой большой популярностью пользуются статьи не о взломе как таковом, а, так скажем, лайфстайл. Люди рассматривают фотографии из соцсетей одного из арестованных по этому делу, канадца казахского происхождения Карима Баратова. Не знаю, что уж там он взломал и взломал ли вообще в Интернете, но мое шаблонное представление о хакерах точно сломалось.

Теперь самый зрелищный, наверное, материал. Судя по всему, рынок виртуальной и смешанной реальности получил еще одного игрока, и на промороликах технология выглядит ну просто здорово.

Компания Avegant представила свой прототип очков дополненной реальности Light Field Technology. Новое устройство относится не к классу шлемов виртуальной реальности — речь идет о смешанной или дополненной реальности. Из существующих уже технологий оно ближе всего к шлему HoloLens от Microsoft, но есть принципиальные отличия.

"Я хотел бы держать что-то прямо в руках, поднести к глазам, чтобы разглядеть все самые невероятные детали. У всех существующих устройств дополненной реальности — проблемы в проецировании виртуальных объектов. Это фундаментальная грань, которая сдерживает всю индустрию. Но мы, кажется, нашли решение", — говорит сооснователь и технический директор Avegant Эдвард Танг.

Судя по презентационному ролику, устройство делит проекцию на несколько планов по глубине, между которыми можно переводить взгляд, что создает впечатление объемной картинки. Журналист издания The Verge, описывая свой опыт после теста очков Avegant Light Field, сравнивает их с технологией в экспериментальных камерах Lytro, которые позволяют настроить фокус на фотографии после того, как они были сняты. В отличие от обычных камер, они записывают данные не только о цвете и интенсивности света, но также информацию о направлении света. Таким образом, на этапе постобработки можно менять глубину резкости в кадре как на фотографиях, так и на видео.

Дополненная реальность до сих пор была представлена на рынке в варианте шлема — гарнитурой HoloLens от Microsoft. Пару лет на горизонте маячит проект Magic Leap, но кроме обещаний в пресс-релизах и демороликов компания так и не показала никакого устройства. Возможно, у Avegant получится двинуть это направление вперед, хотя представленный инженерный прототип гарнитуры дополненной реальности сильно уступает устройству от Microsoft.

Разработчикам еще предстоит создать трекеры, чтобы отслеживать положение человека в пространстве и конфигурацию пространства вокруг него. В HoloLens есть эта технология — она была унаследована от Kinect. Кроме того, представленный вариант пока может работать только подключенным к компьютеру, в то время как HoloLens работает самостоятельно, как отдельное устройство.

Тут нужно заметить, конечно, что все эти красоты дополненной реальности выглядят очень здорово на промороликах, но непонятно, как они будут реализованы в готовом продукте.

Но, как бы то ни было, виртуальная реальность во всех ее приближениях становится важной индустрией хайтека, и разные игроки по-разному, но готовятся к ее приходу.

Российская компания-поставщик комплексных решений мобильного телевидения SPB TV привезла на всемирный мобильный конгресс в Барселоне новое решение для воспроизведения VR-контента. 360-градусное видео, как известно, довольно много весит, и, чтобы развернуть его в формате HD на смартфоне, нужно не меньше 25 мегабит в секунду — нереальная для мобильных сетей скорость. Поэтому, например, тот же Facebook (запрещена в РФ) сжимает VR-видео так, что в итоге страдает качество.

"Что мы сделали с VR: вместо сжатия мы сделали в одном потоке несколько картинок. И та, на которую ты смотришь, она в High Definition, а все остальные картинки, развернутые вокруг, качеством ниже. Когда ты поворачиваешь голову, канал переключается с одной картинки на другую. Куда ты повернул голову — там High Definition, а там, откуда ты повернул, уже низкого разрешения, что позволяет с 25 мегабит в секунду на обычных сетях, которые сейчас здесь в Барселоне перегружены, показывать картинку 360. Нам достаточно для High Definition 5 мегабит в секунду, а на новых телефонах с новыми кодеками, системой сжатия, достаточно 2,5 мегабит в секунду", — рассказал генеральный директор компании SPB TV Кирилл Филиппов.

По его словам, решение компании обеспечивает показ панорамного 360-градусного видео с высокой четкостью и без значительного увеличения объема трафика, работая даже в мобильных сетях, что, в общем-то, открывает почти безграничные возможности для создателей контента, в том числе, рекламного. В качестве примера компания привезла видеоролики с автомобильных гонок. Говорят, что следующая на очереди — тема спорта. В компании уверены, что смотреть футбол в очках виртуальной реальности или следить за Олимпийскими играми станет намного интереснее.

Интересно, что с подобным утверждением выступила на выставке в Барселоне и компания Google. Изначально считалось, что виртуальная реальность — это сфера геймеров. Однако, по словам вице-президент по VR в Google Амита Сингха, более 50 процентов потребленного контента приходится на YouTube.

"В тот момент, когда пользователи стали проводить за просмотром VR-видео по 40 минут в неделю, мы подумали: "А что, если дать пользователю еще более качественное видео? Мы построили Jump — систему из 16 камер для съемки 360-градусного видео, которое практически моментально "сшивается вместе" вот с таких вот камер. И стали выкладывать такие видеоролики на YouTube, сделали нашу видеоплатформу базой для развития VR-контента. И что мы увидели? Очень широкое применение. Стали появляться тематические VR-подборки, стали создаваться новости в формате 36о градусов, огромную заинтересованность проявили спортивные организации — футбольная, бейсбольная, баскетбольная лиги в Америке подписали с нами контракты на создание VR-контента. И люди стали приходить на канал специально, чтобы посмотреть, каждый ролик набирает по миллиону просмотров", — заверил Амит Сингх, вице-президент по VR в Google.

Собственную платформу виртуальной реальности Daydream, состоящую из смартфона, шлема и контроллера движения, компания представила в ноябре прошлого года. И уже тогда было объявлено, что для платформы Daydream собираются поставлять контент, преимущественно, фильмы и оригинальные сериалы, а также некоторые "дополнительные программы", такие компании, как Hulu, Netflix и HBO. При этом пока новая VR-платформа не особенно популярна, так как, в отличие от предыдущего поколения очков для виртуальной реальности, картонных Cardboard, которые подходили почти для всех существующих смартфонов, у Daydream очень высокие требования и к дисплею, и к процессору аппарата — требования, которые были продиктованы самой реальностью, и под которые подходят всего 4 или 5 моделей смартфонов разных брендов.

"Что происходит с вами, когда вы надеваете шлем виртуальной реальности? Вы погружаетесь в другой мир. И когда вы поворачиваете в нем голову, и видео лагает так, так, что вы замечаете эту задержку, это не просто нарушает эффект погружения, но и приводит к ощущению укачивания. В Cardboard задержка между поворотом головы пользователя и кадром на экране составляет больше 20 миллисекунд, в Daydream этот показатель меньше. И такая скорость необходима для того, чтобы пользователь действительно ощущал себя в другой реальности", — отметил Амит Сингх.

А теперь у нас автомобильно-технологический блок под условным названием "Пока еще за рулем". Судя по всему, недолго нам рулить осталось, лет пять.

Intel покупает израильскую компанию Mobileye — разработчика систем компьютерного зрения для автомобилей. Сумма сделки составит 15,3 миллиарда долларов, закрыть ее планируется в течение девяти месяцев. Если все пойдёт по плану, то эта сделка станет крупнейшей в истории IT-индустрии Израиля. Ранее наиболее дорогим израильским стартапом считался картографический сервис Waze, приобретенный Google за 1 миллиард долларов.

Компания Mobileye — один из мировых лидеров в области решений для беспилотного автотранспорта. Ее главный продукт — "умная" видеокамера, которая умеет определять расстояние до объекта и следить за дорожной разметкой. Помимо этого, компания занимается созданием ПО для беспилотных машин и даже картографией. В частности, в 2018 году Mobileye планирует начать собирать данные для карт высокого разрешения при помощи краудсорсинга.

А самое главное — Mobileye имеет устоявшиеся отношения более чем с 20 автопроизводителями. Долгое время среди них числилась даже Tesla, однако это сотрудничество подошло к концу в прошлом году после того, как в ДТП погиб владелец одного из полуавтономных автомобилей. В итоге Tesla рассталась с Mobileye и перешла к созданию своего собственного видеодатчика, а Mobileye и Intel теперь вместе тестируют свои технологии на автомобилях BMW. Испытания на реальных дорогах пройдут уже в этом году.

Intel, пропустивший смартфонную революцию, сегодня ищет способ применить свои микрочипы в других областях, в частности, на зарождающимся рынке беспилотных автомобилей. По подсчетам Intel, к 2030 году оборот этого рынка составит 70 миллиардов долларов.

И любопытный момент: за несколько дней до объявления о сделке Mobileye и Intel глава российской компании Cognitive Technologies Ольга Ускова опубликовала на своей странице в Facebook пост с результатами испытания системы определения дорожных знаков, которую компания разрабатывает для "КамАЗа". Решение Cognitive Technologies смогло определить 36 дорожных знаков с точностью, превышающей 98 процентов. И, как заверили в российской компании, это серьезно превышает результаты Mobileye.

И еще несколько историй про автомобили будущего с отечественным оттенком. На этой неделе было объявлено, что "ВАЗ" и "Яндекс" собираются подписать договор, по которому в "Жигулях" появятся сервисы поисковика, в первую очередь, навигатор, музыка и голосовое управление. Ну и где-то тут шутка про "Ок, баклажан". Но этим российский вклад в будущее автомобилестроения не исчерпывается.

Российско-швейцарский стартап WayRay привлек 18 миллионов долларов инвестиций для создания нового голографического интерфейса для автомобилей. Главным инвестором стала Banma Technologies — совместное предприятие Alibaba Group и крупнейшего китайского автопроизводителя SAIC Motor, малоизвестной в России компании, которой, в частности, принадлежит бывший английский бренд MG. Вместе они разработают и запустят в серийное производство первые в мире автомобили, снабженные особым голографическим дисплеем, который разработали в компании WayRay. Ожидается, что эти машины поступят в продажу уже в 2018 году.

Международная компания WayRay, которая практически полностью состоит из российских специалистов, уже более четырех лет занимается созданием автомобильного интерфейса нового типа.

В его основе — особая пленка, которая клеится на любую прозрачную поверхность, в частности, на лобовое стекло. При помощи лазерного проектора — отдельного устройства, которое устанавливается на приборную доску автомобиля — на ней можно нарисовать любое изображение. По заверениям WayRay, речь идет не просто о проекции на стекло, а о создании таким образом трехмерных, то есть, обладающих глубиной прозрачных экранов.

Объединив эту технологию с машинным зрением и дополненной реальностью, WayRay создала новый интерфейс, который может давать водителю подсказки, касающиеся ситуации на дороге, и выводить их прямо на лобовое стекло автомобиля. При этом информация как бы накладывается поверх настоящих объектов в виде трехмерных голограмм. Такая система может сообщить, в частности, о скоростных ограничениях или препятствиях на пути. Она может проложить оптимальный маршрут и показать дорогу — точь-в-точь как навигатор в какой-нибудь видеоигре.

Эту технологию компания демонстрировала на выставке CES-2017 на примере концепт-кара Rinespeed. Там же нам удалось пообщаться с основателем WayRay Виталием Пономаревым.

"У нашей компании несколько направлений. Одно из них —так называемый Aftermarket. Это рынок устройств, которые можно купить в магазине и поставить в любую машину. В таком случае пленка наносится на внутреннюю сторону лобового стекла. А в случае с автомобильной индустрией мы встраиваем пленку внутрь триплекса. То есть, она как бы вварена между двумя слоями стекла. Соответственно, ее абсолютно не видно, она абсолютно прозрачная", — рассказывает основатель WayRay Виталий Пономарев.

Несмотря на то, что технология уже готова для массового производства, ее настоящий потенциал еще только предстоит раскрыть. В недалеком будущем, когда автомобили станут беспилотными, технология WayRay может оказаться основой для голографических развлекательных систем. Компания уже объявила о сотрудничестве с лидером в области автомобильного инфотейнмента — Harman International, которая в марте 2017 года была приобретена Samsung за 8 миллиардов долларов.

Ну а тем, кто желает въехать в будущее на велосипеде, нужно обратится к следующему сюжету. Это про "умную" одежду для городского велосипедиста.

Компания Levi’s назвала стоимость и примерную дату выхода первой в мире "умной" джинсовки – первого коммерческого продукта, который использует технологию сенсорной ткани, разработанной в Google. По задумке Levi’s, куртка должна стать новым способом взаимодействия со смартфоном. С ее помощью можно переключать музыку, пользоваться навигатором, принимать или сбрасывать звонки. Для выполнения этих действий не нужно доставать телефон из кармана — достаточно только погладить или похлопать по левой манжете "умной" куртки.

В эту область вплетена сетка из особой нити, которая способна опознать прикосновение руки и соотносить его с сеткой координат. Сшитая таким образом ткань становится сенсорной и выступает в роли своеобразного тачпада для смартфона. Как утверждают представители компании, эта технология не требует специального оборудования — сенсорные нити можно вплетать на обычном ткацком производстве.

Впрочем, для полноценной работы такого тачпада потребуется передатчик, связывающий ткань со смартфоном. В данном случае это отдельный Bluetooth-модуль, который также крепится на манжету. Его придется регулярно заряжать и отсоединять от куртки перед стиркой.

Несмотря на то, что дату поступления новинки в продажу переносят уже не в первый раз, в Levi’s обещают, что первые модели можно будет купить уже осенью этого года. Их цена составит примерно 350 долларов. Помимо курток, планируется выпустить и другие предметы одежды с применением сенсорной ткани. Эта коллекция Levi’s получила название The Commuter.

Работа над ней велась совместно с Google в рамках проекта Jacquard, цель которого — подружить технологии с миром моды. "Умный" текстиль, использованный Levi’s, впервые был показан Google еще в 2015 году. Два года назад нам удалось пообщаться с руководителем проекта Jacquard Иваном Пупыревым, выходцем из России и специалистом в области интерфейсов, успевшим до этого поработать с Disney и Sony.

"Идея состоит в том, что вы не покупаете wearable, вы не покупаете технологию — вы покупаете одежду. Вы покупаете вещь, которую вы будете носить в любом случае, — рассказал он. — Здесь мы используем очень простые материалы. Главное ноу-хау — это структуры плетения, структуры производства. А когда ты это сделал, ты можешь запихнуть туда всю гугловскую инфраструктуру, все гугловские сервисы и applications. Мы можем зацепить этим текстилем, и можно делать все, что хочешь".

Наши разговоры о будущем логично закончить каким-нибудь интересным прогнозом. Вот на техасском фестивале-конференции South by Southwest выступал один из самых известных провидцев современности. И вот что нагадал.

Самый известный футуролог мира и по совместительству технический директор по машинному обучению и обработке естественного языка компании Google Рэймонд Курцвейл на конференции SXSW в Остине озвучил уточненную версию своего прогноза по развитию технологий и человечества. Он считает, что уже в 2029 году вычислительные возможности искусственного интеллекта превысят возможности человеческого мозга и наступит технологическая сингулярность — феноменально быстрый научно-технический прогресс, основанный на мощном искусственном интеллекте, превосходящем человеческий, и киборгизации людей.

Раньше Курцвейл предсказывал, что этот процесс начнется только в 2045 году. Первым важным рубежом в этом направлении он называл 2029 год — момент, когда компьютер сможет пройти тест Тьюринга и тем самым сможет доказать наличие у него разума в человеческом понимании этого слова. Однако, по мнению Курцвейла, процесс достижения технологической сингулярности уже начался.

"Я всегда считал, что к 2029 компьютеры достигнут человеческого уровня интеллекта. Они уже превзошли человека в некоторых областях. Например, играют в го или распознают изображения лучше, чем люди. Но человеческий разум шире. Например, компьютер должен научиться понимать речь на уровне человека к 2029 году. Мой сценарий в том, как мы будем использовать это – мы объединимся с искусственным интеллектом. И мы это уже делаем. Я имею в виду, кто сегодня может делать свою работу без интеллектуальных помощников, которые у нас уже есть? В фильмах про будущее есть искусственный интеллект против человеческого интеллекта, и они сражаются за контроль над миром. Это не реалистично. У нас нет одного или двух искусственных интеллектов в мире сегодня — у нас их миллиарды", — говорит Курцвейл.

– Прямо армия.

– Это рядовое представление. Что на самом деле происходит? Они делают нас сильнее, они делают нас умнее. Этого пока нет, но к 2030 году они будут уже внутри нашего мозга и тела. Они будут соединять кору головного мозга, ту часть мозга, которой мы думаем, с облаком. Как этот телефон у меня на поясе становится умнее, подключаясь к миллионам компьютеров в облаке, так что девочка в Африке со смартфоном может получить больше информации, чем президент США 20 лет назад, так и мы будем уже сами напрямую подключены к облаку. И речь не просто о доступе к сервисам вроде поиска и переводчика — речь о том, что мы будем сами становиться умнее. И это — главное применение искусственного интеллекта.

Озвученный на конференции прогноз Курцвейла почти на два десятилетия опережает его предыдущий собственный и другие подобные сценарии будущего. Ранее футуролог сделал 147 прогнозов в отношении развития технологий в будущем и оказался прав в 86 процентах случаев. Например, в 1999 году Рэй Курцвейл предсказал, что десятилетие спустя мы будем наблюдать развитие таких технологий, как автомобили с автопилотом и мобильные телефоны, которые могут с помощью голосового интерфейса отвечать на ваши вопросы.