Ядерное сдерживание: Трамп ведет себя как слон в посудной лавке

Вокруг Корейского полуострова стремительно завязывается узел, развязывать который пока неизвестно, как. В ответ на опасные пуски северокорейских ракет в сторону Японии президент Трамп решает разместить в Южной Корее систему противоракетной обороны THAAD.

Вокруг Корейского полуострова стремительно завязывается узел, развязывать который пока неизвестно, как. В ответ на опасные пуски северокорейских ракет в сторону Японии президент Трамп решает разместить в Южной Корее систему противоракетной обороны THAAD. Технические возможности комплекса таковы, что угрожают обесценить ракетный ответ Пекина в случае нападения на Китай. THAAD нацелен на уничтожение ракет дальностью 3,5 тысячи километров на высотах до 200 километров. Размещение системы в Южной Корее уже началось.

Американцы делают это бесцеремонно, явочным порядком, не принимая в расчет опасения стран-соседей по региону — ни Китая, ни России. В добавление ко всему постпред США в ООН Ники Хейли заявляет, что Америка не хочет возвращаться к шестисторонним переговорам по ядерной программе Северной Кореи.

Шестисторонние переговоры — до сих пор единственная и эффективная дипломатическая площадка взаимодействия России, Китая, США, Японии и двух Корей — Северной и Южной. Если США покидают ее, то никакого вообще переговорного инструмента с Пхеньяном не остается.

При этом Дональд Трамп называет Северную Корею "угрозой номер один", а находясь в Сеуле, госсекретарь Тиллерсон делает заявление, что США рассматривают и вариант военного решения северокорейской проблемы. Более того — и это уже сенсация — в интервью телеканалу Fox News Тиллерсон не исключил возможность "оснащения союзников ядерным оружием" для сдерживания агрессии КНДР.

Как это понимать? Тревожных союзников у США в регионе – два: Южная Корея и Япония. Их США собираются оснащать ядерным оружием? Если так, то, во-первых, это уж точно будет нарушение действующего Договора о нераспространении ядерного оружия. Статья первая прямо гласит: "Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие взрывные ядерные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно: равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия".

Договор, подписанный одновременно в Москве и Вашингтоне 1 июля 1968 года и синхронно ратифицированный в 1970-м, до сих пор — краеугольный камень глобальной ядерной безопасности. Если США готовы сейчас отказаться и от него, то многое сразу измениться. Только представим себе, что Китай и Москва ответят взаимностью и раздадут ядерное оружие тем, кто чувствует для себя угрозу со стороны, например, США. Кто это мог бы быть? Венесуэла или Куба? Мексика или Иран? Кого будем оснащать в ответ? И при этом приговаривать, что никак не угрожаем Америке и вообще не ее имеем в виду.

Так или иначе, а пока США ведут себя опасно, как слон в посудной лавке, не чувствуя себя ограниченными хоть чем-то и кем-то.

Тем временем Китай в ответ Южной Корее, уже размещающей у себя американскую систему противоракетной обороны ТHAAD, остановил в эту страну поездки организованных групп туристов и отменил между странами все авиационные чартеры. Для Южной Кореи это решение очень болезненное, ведь китайский туризм значит для страны даже куда больше, чем для Турции российский. Китайцы в Южной Корее были самой многочисленной группой иностранных туристов.

В качестве второго шага Китай фактически закрывает на своей территории крупную сеть южнокорейских супермаркетов под брендом LOTTE. Формальная причина — нарушение правил противопожарной безопасности и что-то еще из этой же серии. Но ведь все понимают, почему так происходит.

Вдобавок Китай практически перестал покупать южнокорейскую косметику, конфеты и йогурты, приглашать к себе южнокорейских звезд эстрады, поставил у себя южнокорейскую компанию Samsung в режим сплошных проверок и, конечно, свернул все военное сотрудничество с Южной Кореей. В Пекине говорят, что все это — лишь начало.

Тем временем президент США пишет в своем Twitter недовольный пост в адрес Китая. "Северная Корея очень плохо себя ведет. Они играют с США годами. Китаем было сделано мало для оказания помощи", — отметил Трамп.

Мне почему-то кажется, что Twitter в общении с Китаем — это ошибочная стилистика хотя бы потому, что далека от столь ценимой в Поднебесной каллиграфии. Это раз. А два — Китай,не та страна, которой можно из-за океана управлять обрывками твиттерных фраз. У древнего Китая — свой ритм, свой такт и уж, конечно, свое достоинство. Как хорошо воспитанная девушка не обернется на свист, так и Пекин не подаст виду, что в его адрес был некий твит. Или Америка решит настаивать?

Так или иначе, а Китай активно модернизирует свою на данный момент крупнейшую в мире армию. Сейчас в ней служат два миллиона человек. Уже в ближайшее время из нее будут уволены 300 тысяч, зато упор сделают на новые военные технологии и повышение мобильности.

Так, корпус морской пехоты увеличивается в пять раз — с 20 тысяч до ста тысяч бойцов. Активно перевооружаются стратегические ракетные войска и система ПВО. Успешно Китай работает в направлении гиперзвука. В Военно-морские силы стали поступать корабли, построенные по технологии "Стелс" — малозаметные для радаров противника. Смелее использовать в войсках инновационные технологии призвал председатель КНР Си Цзиньпин. При этом он добавил, что "следует проникнуться чувством срочности".