Братство настоящих мужчин: подводники встретили праздник на работе

19 марта в России – День моряка-подводника. Настоящие герои, чья жизнь – ежедневный подвиг. Вместе со стратегической авиацией и межконтинентальными баллистическими ракетами атомные подводные ракетоносцы – часть мощной ядерной триады России. Каждый день на боевом посту в разных частях света.

Автор: Дмитрий Киселёв

19 марта в России — День моряка-подводника. Настоящие герои, чья жизнь — ежедневный подвиг. Вместе со стратегической авиацией и межконтинентальными баллистическими ракетами атомные подводные ракетоносцы — часть мощной ядерной триады России. Каждый день на боевом посту в разных частях света.

При этом надо понимать, что атомные подводные ракетоносцы лишь двух стран мира сейчас способны осуществлять глобальное патрулирование мирового океана — Россия и США, другие не тянут. Ведь атомный подводный ракетоносец — это самое сложное изделие рук человеческих на Земле. В нем сплетаются все технологии — от космических и глубоководных, до компьютерных и ядерных.

Владимир Путин стал восстанавливать возможности нашего Военно-морского флота буквально с первого года своего первого президентского срока. В подводники его посвятили на крейсере "Карелия" еще в 2000-м. Тогда это были тактические учения Северного флота. С тех пор Путин еще не раз посещал наши субмарине и даже ночевал в подлодке.

Так каково это, Родину защищать на глубине в несколько сот метров?

Автор: Дмитрий Петров

Новейшая дизель-электрическая подлодка "Ростов-на-Дону", проекта 636. Именно ее экипаж впервые в истории применил крылатые ракеты "Калибр-ПЛ" для уничтожения укрепленных объектов террористов.

Один из самых молодых экипажей на флоте. Но командиру лодки Андрею Адамскому из недавних выпускников-лейтенантов удалось создать боеспособный коллектив.

"Перед своей первой боевой службой я повесил у себя на торпедной палубе лозунг: "Торпедист! В твоих руках грозное оружие. Будь бдителен, оправдай доверие своего народа!" – вспоминает Адамский.

И они это доверие оправдали. Проект 636 включил в себя все лучшее, новейшие оборонные технологии. А сама лодка считается самой малошумной на флоте. Специальное покрытие поглощает звук, и корабль словно растворяется в морских глубинах. Натовцы называют эту лодку "черной дырой".

Тот поход длился больше семи месяцев. Серьезное испытание и для подводников, и для их семей. Супруге штурмана Ильи Новосенкова, конечно, тяжело. Молодая семья. Муж постоянно в море.

Подводник — это профессия на грани самоотречения. В отличие от всех других военных подводники уходят на такие задания, откуда не пошлешь весточку, не позвонишь домой. Случается, что и по нескольку месяцев они ходят по морям. И как там семья? Поэтому каждую свободную минуту Илья старается проводить дома. Сам он — моряк уже в третьем поколении и, конечно, мечтает, что сын продолжит династию.

"Он — заступник, защитник, он оберегает наш сон. Это очень важно, очень ответственно. Я считаю, что не каждый парень может отдать жизнь свою", — сказала Александра Новосенкова.

А такие парни есть. В основном потомственные моряки. Но много и тех, кто родом из степных краев, с Урала, из Сибири. Они тоже штурмуют военно-морские институты. И с каждым годом конкурс — все серьезнее.

Военно-морской политехнический институт в Санкт-Петербурге. Сейчас в России это главное учебное заведение, которое готовит военных моряков, инженерный состав. Он объединяет 10 факультетов. На учебно-тренировочном комплексе, переоборудованном из дизельной подлодки проекта 637, проходят подготовку будущие инженеры-механики.

"У меня отец — капитан третьего ранга запаса. Он отдал 11 лет Военно-морскому флоту. Очень бы хотелось продолжить династию моряков-подводников", — рассказал один из студентов.

Экипаж приветствует своего командира, капитана второго ранга Дмитрия Ушакова.

Субмарины проекта 667 БДРМ составляют основу стратегических ядерных сил России. 140 человек внутри прочного корпуса — это как маленький город. Жизнедеятельность обеспечивают несколько служб. В медблоке при необходимости разворачивается настоящая операционная. На камбузе все кипит. Три боевые смены, у каждой — завтрак, обед, полдник и ужин.

"Брянск" выходит из Кольского залива и отправляется на очередную боевую службу. Характерный профиль — выглядит БДРМ, конечно, устрашающе.

Дмитрий Ушаков участвовал и в том историческом походе, когда успешно завершился самый первый старт ракет нового комплекса РСМ-54 "Синева" в сентябре 2006-го. Тогда он был молодым старлеем. А командовал экипажем "Брянска" Сергей Рачук. Отстрелялись тогда на "пятерку". "Синева" встала на вооружение.

Под ракетной палубой — 16 баллистических ракет. В каждой — от 4 до 10 разделяющихся блоков. Максимальная дальность — до 11 тысяч километров. То есть одна такая лодка способна контролировать половину поверхности земного шара. А всего их на Северном и Тихоокеанском флотах — с более ранними модификациями — девять.

На смену БДРМам идут более совершенные "Бореи", лодки четвертого поколения. В планах Министерства обороны — строительство восьми таких кораблей.

В октябре 2014 года экипаж головного — "Юрия Долгорукого" — из акватории Баренцева моря успешно отстрелялся "Булавой". Десять ее боевых блоков, направляясь к цели, самостоятельно меняют курс и высоту. Они способны преодолеть любые существующие в мире системы противоракетной обороны.

Пополняется Военно-морской флот и новейшими многоцелевыми лодками, вооруженными крылатыми ракетами проекта 885 "Ясень". Одна уже вошла в состав Северного флота.

Центр боевого управления Главного командования Военно-морского флота. Здесь работает оперативная дежурная смена офицеров, и именно сюда стекается информация со всех морских театров. На огромный монитор выведена мировая карта погоды, а вообще здесь отображаются координаты военно-морских баз и наших кораблей, которые несут службу ближней и дальней морских зонах.

"От приполярных районов Арктики до удаленных районов Тихого, Индийского, Атлантического океанов. Работа центра не прекращается и в День моряка-подводника", — отметил Михаил Неупокоев, начальник оперативного управления Главного штаба ВМФ России.

Конечно, в каждом экипаже бывают те, кто после первого же похода подают рапорт об уходе, списываются на берег. Но таких с каждым годом становится все меньше. Те же, кто остаются, уже навсегда вливаются в это братство настоящих мужчин. И они, если что, защитят.