Посмотреть в глаза "Джоконде": Ирина Антонова отмечает 95-летие

Шагал и Рихтер отправляли к ней домой букеты, Франко Дзеффирелли предлагал руку и сердце, а Джереми Айронс подвозил на мотоцикле к Пушкинскому музею, который уже более 70 лет остается ее единственным и любимым рабочим местом. Легендарной Ирине Антоновой сегодня 95 лет.

Шагал и Рихтер отправляли к ней домой букеты, Франко Дзеффирелли предлагал руку и сердце, а Джереми Айронс подвозил на мотоцикле к Пушкинскому музею, который уже более 70 лет остается ее единственным и любимым рабочим местом. Легендарной Ирине Антоновой сегодня 95 лет. Это благодаря ей в СССР переехала спрятанная фашистами "Сикстинская мадонна", а советский человек посмотрел в глаза "Джоконде" и долго стоял напротив запрещенных Малевича и Кандинского. Президент Путин поздравил Антонову с юбилеем и наградил знаком отличия "За благодеяние".

Букеты и поздравления на Волхонку, 12 в эти дни летят едва ли не со всего мира. Директор, а теперь уже президент музея, который она возглавляет с 1961 года. Работа, где нужен не только вкус, но и характер.

"Я никогда никого не уволила. Но ругаться и противостоять — конечно. Иначе нельзя. Я до сих пор не имею права отключить телефон ни в какой ситуации", — говорит Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Гигантская коллекция, 700 тысяч произведений, один из ведущих музеев в мире. Любая выставка — событие в культурной жизни страны. Ирина Антонова знает здесь каждое произведение искусства. Для нее это не просто место работы — это главное достижение человека, чье имя уже стало целой эпохой.

Еще в советские годы она покоряла не только своей элегантностью, но и тем, что свободно говорит на французском, немецком и итальянском. Именно благодаря Антоновой неизбалованный советский зритель смог увидеть в Пушкинском сокровища из крупнейших западных коллекций.

Далекий 1974 года – "Джоконда" в СССР. Люди стояли в очередях часами. Это благодаря Антоновой в Москве скульптуры Огюста Родена и произведения Пабло Пикассо. Легендарные экспозиции разных эпох: Москва — Париж, Москва — Берлин, Россия — Италия.

Наряду с шедеврами европейского искусства Ирина Александровна открывала для страны русский авангард. По тем временам это тоже поступок.

"Мы не показывали тогда искусство авангарда вообще, оно лежало где-то в запасниках, не было экспозиций отечественного искусства период Кандинского, Малевича, Филонова. Все это не показывалось", — вспоминает Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Воплощение труда Антоновой не только экспозиции, но и само здание музея, которое удалось восстановить. Во время войны рядом с Пушкинским упала бомба. Помещения отремонтировали, но на скорую руку. Протечки шли одна за другой, а многочисленные письма в Моссовет и Минкульт не давали результата.

"И вот тогда я совершила в своей жизни решительный шаг: я написала Косыгину. Он был председателем совета министров тогда. Я заканчивала так драматически: не дайте разрушиться музею. И на следующий день я получила ответ. Сверху было написано: Промыслову и Фурцевой, и одна фраза — не дайте разрушиться музею. И пошло!" – рассказывает Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Сегодня в своем кабинете у стола, который когда-то принадлежал Ивану Цветаеву, основателю музея, президент Пушкинского рассказывает, на что теперь идут люди.

Мечта Ирины Александровны — настоящий музейный городок. Постепенно дело движется. Поскольку работы еще много, у Ирины Антоновой по-прежнему нет ни минуты свободного времени. Даже в день рождения.