Крупнейший штат Индии возглавил священник-националист


EPA

После победы индийской правящей партии в Уттар-Прадеш, ее лидер премьер-министр Нарендра Моди утвердил на пост главного министра в самом густонаселенном штате индуистского священника-националиста Йоги Агитьянана, который известен своими резкими высказываниями в адрес мусульман.

В самом густонаселенном штате Индии Уттар-Прадеш на прошлой неделе закончились выборы в местный парламент. Итогом голосования, продлившегося почти месяц, стала победа партии премьер-министра Индии Нарендры Моди "Бхаратия джаната парти" (БДП). На посту главного министра штата Моди утвердил индуистского священника-националиста Йоги Агитьянана, который не так давно положительно оценил запрет Трампа на въезд мусульман из семи стран в США, а также сравнил звезду Болливуда Шахрукха Хана с террористом.

БДП не выставила ни одного мусульманского кандидата в штате, 24 из 220 миллионов жителей которого исповедуют ислам. Выбор кандидатуры Агитьянана стал неожиданностью для многих экспертов, так как он уже не раз оказывался замешанным в скандалах. В 2007 году будущий главный министр провел одиннадцать дней в тюрьме из-за нарушения общественных ограничений, введенных в районе из-за угрозы индо-мусульманского конфликта. Тогда правоохранительные органы заинтересовались резкими высказываниями Йоги Агитьянана о мусульманах.

"Если одна индуистская девушка выйдет замуж за мусульманина, то мы возьмем сто мусульманских девушек в ответ, — заявил в одной из своих речей Агистьянан. – Если мусульмане убьют одного индуистского мужчину, мы отнимем сто жизней у их мужчин в ответ".

Примечательно, что мусульманский вопрос является ахиллесовой пятой и самого премьер-министра. Так, в его бытность главным министром в штате Гуджарат в 2002 году там произошли масштабные антимусульманские погромы, жертвами которых стало было более 2 тысяч человек, более 230 мечетей было сожжено. Отсутствие оперативной реакции со стороны местных властей стало поводом для критики Моди, который был даже включён в "чёрный список" Государственного департамента США, откуда его исключили лишь в 2014 году после безоговорочной победы БДП на всеобщих выборах.

В 2015 году, когда мусульманский актер Шакрукха Хан пожаловался на растущую нетерпимость в стране, Йоги Агистьянан сказал, что звезда Болливуда говорит на одном языке с лидером исламистской террористической организации "Ахль-э-хадис" Хафизом Саидом. Кроме того, он называл недавно канонизированную Мать Терезу частью плана по христианизации Индии, а также предупредил в выступлении своих последователей о "любовном джихаде" — дискредитированной, но имеющей большую популярность в Индии теории заговора, гласящей, что мусульманские мужчины намеренно стремятся заключить брак с индуистками с целью обратить их в ислам. При этом заместитель новоиспечённого министра Кешав Прасад рассказал Индиан Экспресс, что приход Агистьяна к власти не несёт никаких причин для беспокойства со стороны мусульманского населения Уттар-Прадеш.

"Мы не отделяем мусульман от других граждан. Для нас все жители штата равны, — отметил Прасад. – Наша работа направлена на развитие общих интересов и будет проходить без каких-то предубеждений о принадлежности человека к какой-либо общине или религии".

Индийская правящая партия одержала победу в самом густонаселенном штате 11 марта с неожиданно большим отрывом – 311 мест из 403 мест в местном парламенте заняли кандидаты из БДП. Аналитики ожидали, что Моди может проиграть в Уттар-Прадеш из-за резкой политики отмены крупных купюр в рамках программы по борьбе с коррупцией. Тогда, в ноябре 2016 года, из-за неожиданной отмены наиболее популярных в Индии купюр, в стране начался острый дефицит наличных денег. Из-за этого у многих работодателей по всей стране начались проблемы с поставками товаров и выплат денег подчинённым.

Победа Моди в Уттар-Прадеш означает, что несмотря на спорный характер, его политика борьбы с коррупцией все же нашла поддержку у большей части населения страны. Именно лояльное и доверительное отношение населения к реформам премьер-министра, по мнению наблюдателей, и помогло правящей партии одержать победу.

Критики Нарендры Моди обвиняют премьер-министра и руководителя его кампании Амита Шаха в проведении спорной предвыборной политики. По их мнению, Моди и Шах зарабатывают кредит доверия избирателей путем подбора конкретных кандидатов, ранее выступавших против мусульман, в регионах, где большинство жителей голосует по религиозному признаку.

Так, в ходе предвыборной кампании Моди, по мнению критиков, "сыграл" на религиозных разногласиях, понимяв вопрос беспрерывной подачи электроэнергии в священный для мусульман месяц Рамадан, хотя во время проведения индуистского фестиваля Дивали ничего подобного сделано не было.

Несмотря на националистическую направленность своей программы, БДП все же удается получить голоса части мусульман. Так, они смогли добиться поддержки со стороны мусульманских женщин, выступив против распространённой исламской практики, позволяющей мужчинам получить развод, просто трижды сказав жене фразу "Я с тобой развелся". Таким образом партии, которая никак не поддерживает ислам, удалось добиться одобрения со стороны значительной части мусульманских избирателей. Результаты выборов в Уллан-Прадеш показывают, что многие мусульмане отдали свои голоса именно "Бхаратия джаната парти".

В Индии проживает 1,2 млрд человек, из которых 80 процентов являются индусами, а 14 процентов – мусульманами. Официально страна является светской нацией, но БДП в течениемногих лет приходила на выборы с националистическими идеями, а заявления многих членов партии в прошлом носили антимусульманский характер. За это правящая партия периодически подвергается критике со стороны правозащитников, уверенных, что такой политикой она пытается привлечь индуистское население страны.

Впрочем, лидер БДП Нарендра Моди теперь имеет высокие шансы переизбраться на второй срок во время выборов 2019 года. В своей победной речи после объявления результатов в Уттар-Прадеш, премьер-министр призвал жителей страны к созданию "Новой Индии" к 2022 году.