Исследователи выяснили, что поможет студентам менее доверчиво относиться к псевдонауке

Обучение навыкам критического мышления в рамках гуманитарных курсов помогает студентам менее доверчиво относится к псевдонаучным фактам.

Обучение навыкам критического мышления в рамках гуманитарных курсов помогает студентам менее доверчиво относится к псевдонаучным фактам.
Фото Global Look Press.

Человека постоянно окружают псевдонаучные факты, которые по незнанию рассказывают друг другу люди, не удосужившиеся проверить первоисточник. И студентам часто говорят, что ко всему надо относиться со здоровым скептицизмом. Но как же в действительности этому научить?

Обучение навыкам критического мышления в рамках гуманитарных курсов помогает студентам менее доверчиво относиться к псевдонаучным утверждениям, не подкреплённым никакими фактами. Об этом недавно заявили исследователи Университета Северной Каролины.

"Учитывая общенациональные обсуждения по поводу фальшивых новостей, очевидно, что способность критически мыслить, как и программы, обучающие ключевым навыкам, необходимым для критического мышления, сегодня невероятно важны", — говорит один из авторов работы Энн Маклафлин (Anne McLaughlin).

Её коллега и соавтор исследования Алисия Макгилл (Alicia McGill) добавляет, что в целом они хотели понять, способны ли гуманитарные науки помогать развитию критического мышления. Кроме того, было интересно выяснить эффективность таких программ, говорит специалист.

С этой целью учёные пригласили к участию в исследовании 117 студентов, которых разделили на три группы. Первые 59 человек были зачислены на курс, посвящённый методам исследования в области психологии. В его рамках студентам рассказывали о статистике, планировании исследования, однако сама программа не была нацелена конкретно на развитие навыков критического мышления. Класс психологии служил в качестве контрольной группы.

Оставшиеся 58 человек были зачислены на два курса, посвящённых подделкам и обманам в истории. Примечательно, что в один из них входили лучшие ученики технических специальностей.

Отмечается, что курс истории как раз способствовал развитию навыков критического мышления. Например, студентам во время лекций объясняли, как распознавать логические ошибки.

В самом начале семестра студентов всех курсов попросили оценить псевдонаучные утверждения. Исследователи использовали семибалльную шкалу, где "1" обозначало "я в это совершенно не верю", а "7" – "я в этом убеждён". Например, в опросе специалисты спрашивал о том, верят ли студенты в существование Атлантиды, о которой позже рассказывалось в историческом курсе.

Подобная "хитрость" – включить в опрос утверждения, о которых будет позже рассказываться, – была сделана намерено, поскольку именно так учёные смогли оценить, поменялось ли у студентов впоследствии представление об этой теме или же нет. Но исследователям было интересно увидеть, как студенты критически мыслили о вещах, которые не упоминались во время курса.

В конце курса испытуемые вновь оценивали псевдонаучные утверждения. Оказалось, что в контрольной группе у студентов никаких сдвигов не произошло – своего мнения о различных утверждениях они не изменили. Того же сказать о студентах исторического курса нельзя: испытуемые стали меньше верить лженаучным утверждениям к концу семестра.

В частности, в среднем у отличников по своим профильным специальностям убеждённость в псевдонаучные гипотезы, затронутые в классе, упала на один балл. Примечательно, что убеждённость в псевдонаучных гипотезах, о которых не рассказывалось в рамках курса, также упала, но на полбалла. Подобный эффект был заметен и у студентов, которые преуспевали в учёбе чуть меньше.

"Изменения, которые мы наблюдаем, очень важны, поскольку убеждения, как известно, крайне редко подаются изменениям. И видя то, что студенты применяют полученные навыки критического мышления к тем областям, которые не были охвачены в рамках курса, особенно значимо и приятно", — говорит Маклафлин.

По мнению Макгилл, важно также отметить, что подобных результатов получилось достичь благодаря всего одному курсу.

"Последовательные усилия, направленные на обучение способности критически мыслить, в ходе нескольких курсов могут иметь более выраженный эффект", — считает она.

Всё это демонстрирует важность преподавания критического мышления, а также показывает значимую роль гуманитарных наук, способствующих получению нужных навыков, заключает Макгилл.

Исследование опубликовано в научном журнале Science & Education.

Кстати, ранее стало известно, что фальшивые новости формируют мнение людей, даже когда известно, что это утка.