Еженедельная программа "Вести.net" от 25 марта 2017 года

Новая версия самой популярной мобильной операционной системы, пара сотен умных часов, мнение производителя о том, кому нужны планшеты и немного новых технологий в традиционной наружной рекламе: обо всем этом – в итоговом выпуске программы Вести.net.

Новая версия самой популярной мобильной операционной системы, пара сотен умных часов, мнение производителя о том, кому нужны планшеты и немного новых технологий в традиционной наружной рекламе: обо всем этом — в итоговом выпуске программы Вести.net.

Привет, планета, это программа Вести.net и по случае теплой погоды мы уже было решились записаться на улице. Но нет, и вот мы опять в студии с шестернями. С другой стороны, рассказываем мы об Интернете и высоких технологиях, а значит, по большей части никак к антуражу студии не привязаны. Итак, на этой неделе Google представил тестовую сборку новой, восьмой версии своей мобильной операционной системы Android. Называется она пока просто — Android О.

Компания Google выпустила новую версию мобильной операционной системы – Android O. Пока, правда, только для разработчиков – ОС не доступна в качестве обновления, и чтобы установить Android O на смартфон придется вручную скачать образ и вручную же перепрошить аппарат. Разумеется, подойдет опять же не любой смартфон, а только эталонные "гуглофоны" Nexus и Pixel.

Что касается нововведений, которые и должны быть протестированы разработчиками, то речь идет преимущественно о попытке улучшить одни функции и победить накопившиеся проблемы в других. Ежегодная загадка, связанная с новой версией Android — как же ее назовут. Известна первая буква, известно, что выбирать будут из сладостей. Так что тут может быть и Оrange, апельсин, и Orbit — ну был же Kit-Kat, и Oatmeal — овсяное печенье, но почему-то все почти уверены, что выбор падет на Oreo. Подробный рассказ об этом О мы наверняка услышим на Google IO в мае, а первые телефоны скорее всего выйдут не раньше осени. До массового потребителя доберется она бог ведает когда: доля анонсированного год назад Android Nougat на рынке сейчас меньше 3 процентов.

Например, вновь обещано радикальное улучшение системы управления питанием — иными словами, снижение энергопотребления и увеличение времени работы от аккумулятора. В Google решили уменьшить прожорливость приложений, работающих в фоновом режиме, автоматически ограничивая их в доступе к связи, определению местоположения и некоторым системным службам. Как было заявлено, пользователи этого не заметят, а ресурсов будет тратиться меньше. Впрочем, когда представляли текущую версию ОС — Android Nougat, — тоже говорили о ее экономичности. На практике же владельцы многих смартфонов, наоборот, начали жаловаться на большую зависимость от розетки почти сразу после обновления системы.

Еще один важный момент – улучшение звука, воспроизводимого беспроводными наушниками. В Android встроили поддержку принадлежащего Sony кодека LDAC, который позволяет передавать через обычный BT музыку в более высоком качестве. Для этого, правда, нужна и аппаратная поддержка этого кодека — то есть, совместимые наушники. В общем, очень похоже на историю с Apple и новыми фирменными беспроводными AirPods, где тоже чище музыка и необходим специальный чип. Кроме того, многие рассматривают интерес Google к улучшению беспроводного звука как подготовку к удалению из смартфонов разъема для наушников — опять же вслед за Apple.

Кроме того, в новой ОС появятся настраиваемые уведомления, медиаплеер получит режим "картинка в картинке", как приложение YouTube, а некоторые программы для звонков через Интернет смогут заменить собой основное телефонное приложение — то есть, в некоторых случаях пользователи вроде как получат возможность вообще отказаться от обычных голосовых звонков. Впрочем, какого уровня предполагается интеграция, пока не очень понятно.

Впрочем, с переходом на следующие версии дело у Google идет туго не только в отношении смартфонов. Носимая электроника, как выясняется, раскачивается еще медленнее. Но вот накачалась на серьезный анонс.

Компания Fossil Group намерена выпустить 300 стилистических вариантов умных часов — видимо, рeчь идeт о разных расцвeтках корпусов и ремешков, и под 14 разными брендами, включая Armani, DKNY, Kate Spade, Michael Kors, Fossil, Diesel и другие. В это число войдут как полноценные смарт-часы с сенсорными экранами на Android Wear 2.0, так и гибридные модели. О последних пока мало что известно, но компания обещает в них некоторые умные функции, вроде отображения уведомлений с сохранением традиционного стиля. Питаться такие модели будут от обычных литиевых батарей.

Большая часть смарт-часов будет выпущена осенью или в период новогодних праздников. К примеру, модели Q Venture и Q Explorist должны стать самыми тонкими смарт-часами производителя. Они поступят в продажу осенью этого года. Смарт-часы Diesel, Emporio Armani и Michael Kors стоит ждать ближе к концу года.

Надо сказать, что поезд умных часов никак не может набрать скорость. Вероятно, Google слишком долго создавал вторую версию операционки для часов: анонсировали ее на Google IO в 2016 году, и только в феврале 2017 появились первые модели на ее базе. С таким подходом легко отпугнуть партнеров по рынку. Впрочем, судя по всему, первыми проснулись не производители смартфонов, планшетов и компьютеров, а настоящие мастера часовых дел — со столетней историей и достойным списком премиальных моделей.

Совсем недавно свои умные часы с модульной конструкцией на базе Wear 2.0 показал TAG Heuer, следом почти одновременно Casio и Fossil представили свои модели. Понятно, что они не хотят выпускать из рук рынок, больше ста лет принадлежавший только им. Понятно также, что старожилам часового рынка не нравится, как быстро и практически без боя тут воцарилась Apple. По итогам 2015 года компания Джобса стала вторым по прибыли производителем дорогих часов, Apple Watch уступили лидерство только продукции компании Rolex.

Впрочем, эксперты считают, что Rolex не по зубам ни корпорации из Купертино, ни кому-либо другому из IT-мира. Секрет в том, что швейцарская компания продает не просто часы, она создает традицию наследования в семье, поддерживает историю семьи, создает предмет, который связывает несколько поколений и передается от отцов детям и внукам. Сложно представить, чтобы кто-то захотел передать в наследство смарт-часы — они 10 раз устареют по всем параметрам.

Я, по чести говоря, только пару дней назад получил доступ к устройству на wear 2.0 — Huawei. Дело в том, что на этой неделе в Москве состоялась российская премьера новинок этого производителя. Где, конечно, главным героем были не smartwatch — мы к ним еще вернемся — а смартфоны — Huawei P10 и P10 Plus. В общем, об этих аппаратах мы уже рассказывали в нашем сюжете с мобильного конгресса в Барселоне, но на этой неделе стали известны цены на них, относительно щадящие — от 36 тысяч за младшую модель. То есть для китайского аппарата это будто бы дорого, а если смотреть на топовых конкурентов — то вроде бы и нет. Тем более, что у P10 и правда удивительно хорошие камеры, брендированные Leica. И бренд этот, как это ни странно, помогает продажам больше, чем собственно технологии немецких фотомастеров.

"Наш прошлогодний флагман — Р9, на котором впервые появился бренд Leica, показал потрясающие глобальные продажи, — рассказывает Оу Ивэй, генеральный директор Huawei Consumer Business Group в России. — Во всем мире продано 12 миллионов Р9. В сравнении с Р8 рост просто невероятный. Именно по этому при создании Р10 и Р10+ мы решили продолжить наше сотрудничество с Leica. И в теперь мы используем технологии Leica не только в основных камерах, но и во фронтальной".

Ну а теперь о часах Huawei. Я — обладатель прошлой версии, и она мне нравилась, в частности, из-за строгого "часового" дизайна. Очень жалею, что преемственности тут нет, потому что спортивные часы – все немного безликие. Зато это вторая версия операционки, и интерфейс у нее заметно улучшился. И главное – с этих часов можно позвонить!

А теперь вернемся к интервью с главой российского представительства Huawei, потому что еще один вопрос, который мы ему задали, перекликается со следующей темой нашей программы. Мы спросили, что происходит на рынке планшетов, которые одно время победно наступали и теснили ноутбуки и PC, а в последнее время будто сдают позиции — продажи их сокращаются. Вот китайский взгляд на ситуацию.

"По нашим ощущением, в разных странах у пользователей разные привычки, — считает Оу Ивэй, генеральный директор Huawei Consumer Business Group в России. – Например, в Китае предпочитают использовать смартфоны с большими экранами. Китайские пользователи на таких смартфонах смотрят телеканалы, читают. Но в случае с Европой и Россией мы видим, что привычки пользователей совершенно иные. В России люди используют смартфон для чтения новостей и для общения, как телефон. А на планшетах смотрят видео. Поэтому мы считаем, что у планшетов есть потенциал на российском рынке. И мы считаем, что планшеты нужны европейским потребителям".

То есть получается, что в многолюдной Азии, во всяком случае, в Китае, планшетные компьютеры пока не востребованы. Но, возможно, туда можно проникнуть. И, вероятно, главной стратегией тут является ценовая. Впрочем, трудно отрицать, что снижение цены немало помогло бы продажам и в России.

И вот здесь мы переходим к следующему анонсу недели – от Apple. Сделан он был тихо, без пресс-конференций, и главным его продуктом стал новый iPad. Главным достоинством нового iPad стала цена. Apple сделал планшет с относительно новым, мощным процессором, но экраном, который, судя по всему, уступает даже экрану предшественника — Ipad Air 2. Кроме того, новый iPad толще, тяжелее второго Air. Но мощнее и дешевле. Нетипичный шаг для Apple, но, может быть, это поможет продажам — и у нас, и, кто знает, в той же Азии. Но самой интересной частью тихого анонса Apple стала презентация программного продукта — бесплатного, и при этом пользователю пока недоступного.

Apple анонсировал приложение, позволяющее создавать короткие видеоролики для соцсетей. Называется оно Clips и представляет собой крайне простой видеоредактор, позволяющий склеивать видео, фотографии и подкладывать саундтрек, а также украшать стикерами или перекрашивать столь модными в прошлом году фильтрами а-ля Prisma. Есть в Clips и элементы машинного обучения — приложение пытается опознать людей на видео и предложить пользователю поделиться результатом именно с опознанными. А кроме того, титры и надписи в видеоролике создаются голосом.

Самого приложения в App Store пока нет, и появится оно только в апреле. То есть, компания из Купертино сочла этот элемент своей экосистемы настолько важным, что анонсировала его до выхода в свет. В этом акценте и журналисты, и аналитики увидели попытку Apple осовременить инструменты общения, встроенные в iOS — приблизить их к модели общения в мессенджере Snapchat, которую в Америке считают чуть ли не стандартом общения подростков в целом. Apple так или иначе ориентируется на эти стандарты уже давно: в последней операционке iOS 10 собственная служба коротких сообщений Apple Messages уже приобрела возможность использовать в переписке сердечки, пульсирующие огни и другие украшательства. Теперь — новый шаг.

Впрочем, другой технологический гигант — Facebook (запрещена в РФ) — воспринял успех Snapchat среди подрастающего поколения еще ближе к сердцу. Так называемые Stories — истории из фото и коротких видеороликов, впервые появившиеся в Snapchat, — теперь есть и в Instagram (запрещена в РФ), и в мессенджере Facebook. Причем с последним обновлением в середине марта мессенджер стал для многих настолько аляповатым, что, похоже, превзошел в этом свою ролевую модель — собственно Snapchat — и на форумах начали появляться темы "как откатить Facebook Messenger к предыдущей версии". Впрочем, "снэпчатизация" переписки и соцсетей вообще — тренд вполне глобальный, "Вконтакте" ввел эту функцию около трех месяцев назад. От снэпчатизации всего мира — к другому всеобщему тренду. У каждой большой хайтек-компании, как известно, должен быть свой цифровой ассистент. В общем, полку этих ассистентов прибыло. Компания Samsung приоткрыла завесу тайны над умным помощником Bixby, который встроят в новые флагманские смартфоны. В своем официальном блоге южнокорейский производитель пишет, что Bixby будет "принципиально отличаться" от других голосовых ассистентов, представленных на рынке. Речь идет о Siri, Cortana, Google Assistant и Alexa от Amazon.

Samsung подчеркивает, что Bixby не предназначен для ответов на поисковые запросы или озвучивание данных о погоде, он будет упрощать работу пользователя со смартфоном. В частности, в поддерживающих Bixby приложениях пользователи при помощи голосовых команд смогут управлять практически всеми функциями и возможностями этих программ, в то время как другие голосовые помощники имеют доступ лишь к отдельным функциям приложений. Кроме того, как заявлено в блоге южнокорейской компании, Bixby будет учитывать контекст: пользователи смогут в любой момент работы с приложением запустить ассистента, и он позволит продолжить работу в режиме голосового управления. Обещают также, что помощник будет способен понимать неполные команды, что позволит общаться с ним наиболее естественно.

Первыми устройствами с Bixby станут смартфоны Galaxy S8 и Galaxy S8+, презентация которых намечена на 29 марта. Для вызова ассистента в них будет предусмотрена специальная аппаратная кнопка. Правда, на момент презентации нового флагманского смартфона лишь некоторые из предустановленных на нем приложений будут поддерживать работу с Bixby. Постепенно список совместимых программ обещают расширить, а в перспективе Samsung намерена выпустить SDK, который позволит сторонним разработчикам внедрять поддержку Bixby в свои программы. Согласно совсем далеко идущим планам Samsung, Bixby будет доступен владельцам не только смартфонов, но и многих домашних устройств, включая телевизоры и кондиционеры. Это превратит Bixby из интерфейса для смартфона в интерфейс управления домом.

Надо сказать, что раньше компания Samsung применяла в своей продукции ассистента S Voice, который не завоевал большой популярности среди пользователей. Южнокорейский производитель хотел изменить ситуацию и для этого в 2016 году приобрел VIV Labs — компанию, которая специализируется в области искусственного интеллекта, а также виртуальных помощников. Основатели стартапа — Даг Киттлаус, Адам Чейер и Крис Бригэм — принимали непосредственное участие в создании голосового помощника Siri, пока права на него не выкупила Apple.

Samsung заметила стартап на конференции TechCrunch Disrupt в мае 2016 года, где они представляли голосовой помощник нового поколения — Viv, который уже тогда продемонстрировал умение понимать команды на естественном языке, чего не умеет голосовой помощник от Apple.

Подробнее обо всем этом будет рассказано на следующей неделе, когда Bixby выйдет в свет вместе со своим носителем, Galaxy S8. А сейчас — почти не телефонный разговор. Персональная реклама — теперь и на улице. Как работает умный билборд, кто продвигает новинку и что это значит для рынка в целом?

Искусственный интеллект выберет, какую рекламу показывать на улице водителям и пешеходам. Об этом сообщают российские компании oneFactor и Media Direction Group, которые запустили систему анализа аудитории уличных цифровых рекламных щитов. Пилотный проект по использованию технологии стартовал в Новосибирске. По словам представителей oneFactor, первыми систему протестировали Uber, Bayer, MediaMarkt, HeadHunter и Hasbro. А вот о том, чтобы проект вышел и в другие города, позаботился холдинг Алишера Усманова USM Holdings Ltd, который инвестировал более 2 миллионов долларов в запуск в России "умной" системы размещения наружной рекламы.

На разработку технологии команда потратила полтора года. Система в режиме реального времени анализирует нагрузку на базовые станции российских мобильных операторов. (По нашим данным, компании "Билайн" среди них нет). На основе информации, полученной из обезличенного мобильного трафика, искусственный интеллект составляет портрет аудитории, которая находится около цифрового рекламного щита, речь о пешеходах и об автомобилистах. И вот тогда система выбирает и показывает ту рекламу, которая, по мнению компьютера, соответствует интересам, социально-демографическому профилю или другим критериям аудитории. Процесс занимает доли секунды.

Интересно, что активность на рынке наружных рекламных щитов наблюдается с лета 2016 года. Почти одновременно в США и в Англии на дорогах появились рекламные цифровые экраны, которые "следят" за автомобилями и меняют свое содержание в зависимости от того, на какой машине едет человек. У билбордов есть глаза – встроенные камеры, которые анализируют трафик и передают информацию на блок управления экранами.

Поэтому, если водитель остановился на светофоре возле одного из таких рекламных щитов, камера получит изображение передней части вашего автомобиля, а система с помощью компьютерного зрения распознает автомобиль. Затем, основываясь на этой информации, рекламный щит покажет то, что, по мнению системы, может заинтересовать водителя именно такой машины. Подобный проект недавно был запущен и в Москве. "Умные щиты" решила устанавливать компания Synaps Labs. Система работает благодаря множеству камер, установленных за 150-200 метров до цифрового экрана. Компьютер считывает изображение с камер и определяет марку проезжающих автомобилей. Эта информация и влияет на то, какая реклама будет показана водителю. К примеру, если система определила, что к рекламному щиту подъезжает внедорожник BMW X6 или Volvo XC60, то покажет рекламный блок про автомобиль Jaguar подобного класса.

Эффективностью рекламы на наружных носителях осенью прошлого года заинтересовался и Яндекс. И даже решил исследовать аудитории цифровых рекламных щитов. Для каждого экрана Яндекс будет измерять размер аудитории, а также ее социально-демографические характеристики. Интересно, что основная аудитория цифровых щитов — проезжающие мимо водители, информация о которых уже есть у Яндекса. Сервис компании использует обезличенные данные от своих проектов Карты и Навигатор, то есть те же самые, что и в сервисе Яндекс.Пробки.

Специалисты говорят о возрождении наружной рекламы или о новом направлении, возникшем на стыке двух технологий – наружной и цифровой рекламы. А внутренний параноик нашей редакции надеется, что программное обеспечение, поставляющее щитам наружной рекламы информацию, никогда не получит доступ к системам контекстной рекламы типа Google AdWords или Яндекс.Директ. Вероятно, недалек тот момент, когда станет реальностью придуманная авторами фильма "Особое мнение" технология, которая определяет личность человека по сетчатке глаза и показывает ему персонализированную рекламу везде и все время.