Япония рассчитывает на силу России

В Токио министры иностранных дел и обороны России Лавров и Шойгу провели переговоры со своими японскими коллегами. Этот формат называется "2+2", родился почти три с половиной года назад и вот сейчас возобновлен как результат декабрьского визита Владимира Путина к премьеру Японии Синдзо Абэ.

В Токио министры иностранных дел и обороны России Лавров и Шойгу провели переговоры со своими японскими коллегами. Этот формат называется "2+2", родился почти три с половиной года назад и вот сейчас возобновлен как результат декабрьского визита Владимира Путина к премьеру Японии Синдзо Абэ.

Понятно, что Япония, в сторону которой Северная Корея проводит свои ракетные пуски, встревожена и рассчитывает на силу России. В то же время Япония как страна с ограниченной самостоятельностью вынуждена соглашаться с Америкой и размещать на своей территории американскую противоракетную систему THAAD, возможности которой угрожают уже безопасности России и Китая.

По сути, это односторонние действия, которые при всей японской вежливости нам с Китаем придется учитывать. Точно так же американцы поступают и с Южной Кореей. Собственно, обо всем этом Сергей Лавров совершенно четко японцам и сказал.

"Мы обратили внимание на серьезные риски, которыми чревато развертывание элементов глобальной ПРО США. Изложили наши оценки, которые показывают, что если речь идет о противодействии угрозам, исходящим из КНДР, то создание подобной системы ПРО, равно как и "накачивание" вооружений в этом регионе, является совсем непропорциональным ответом", — отметил глава российского МИД.

Откровенность переговоров в Токио, однако, была полезной, поскольку любой диалог лучше, чем молчанка или брань через прессу. Понятно, что особо ценны всегда и личные встречи военных. Например, Сергей Шойгу договорился с японцами о контактах наших генштабов. Ну, и вежливость в ответ на вежливость: Шойгу предложил японским коллегам принять участие в разминировании памятников истории и культуры, что находятся под охраной ЮНЕСКО в Сирии.

Для японцев — отличная возможность проявить себя в благородном деле, приобрести опыт и укрепить доверие между военными наших стран, а то подозрения возникают прямо-таки на ровном месте. Например, японцы все спрашивают, зачем на Курильских островах Россия разместила комплексы ПВО.

"Что касается ракетных комплексов, мы завершим в этом году закрытие всего периметра территории Российской Федерации как с моря, так и с воздуха", — сказал Шойгу. Вроде короткая фраза, но она произвела в Японии большое впечатление. И я бы даже сказал, что воспринята с пониманием. О чем, собственно, идет речь? Слова Сергея Шойгу важно расшифровать.

Еще в начале 2000-х годов противовоздушная оборона нашей страны по бедности носила очаговый характер. Прикрыты были лишь самые важные административные, экономические и военные объекты.

Вот, например, как выглядела карта ПВО России еще в 2013 году. Цветные круги — это поля контроля наших радиолокационных станций в то время. Тогда за такую картинку наши партнеры дорого бы дали, ведь, участки видимого неба едва перекрывают друг друга, а где-то есть между ними вдоль нашей границы и дыры. Весь Север вообще открыт и не просматривался, хотя это кратчайший путь из США к центру нашей страны.

Картина меняется к 2015 году. Кардинальное улучшение. На Западе и юге это уже сплошное радиолокационное поле. Но и север начинают обустраивать подразделения наших радиотехнических и зенитных ракетных войск. К 2017 году российский арктический Север закрыт уже полностью. Восток — тоже.

По отношению к японцам — ничего личного. Они — просто небольшой участок на российском периметре, а значит, в зоне действия наших самых современных радиолокационных станций, боевых автоматизированных систем управления.

На вооружении ПВО за последние годы поступило более 130 современных зенитных ракетных систем, не имеющих аналогов в мире. Это зенитно-ракетные комплексы "Панцирь-С1" и, конечно, знаменитые С-400. Одновременно в истребительную авиацию ВКС России поступают всепогодные сверхзвуковые истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31БМ", способные немедленно вылететь навстречу нарушителю нашего небесного пространства. Если вернуться к картинкам, то группировка радиотехнических и зенитных ракетных войск с 2012 года выросла вдвое.

Параллельно более чем в два раза выросла за последние четыре года группировка станций системы предупреждения о ракетном нападении. Секторы контроля в 2013 году. Шесть штук. Дыра на северо-западе. Огромная — на юге. Картина на востоке совсем плоха — никакая.

И вот что уже после Крыма. Кто-то может подумать, что это совпадение, но радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении как бы вдруг, но становится практически сплошным вокруг всей России. Все дыры заткнули, а сейчас уже и многослойное перекрытие.

Безопасности много не бывает. Причем, важно понять, что новые системы предупреждения о ракетном нападении — это суперсовременные "Воронеж", быстро собираемые на месте крупными блоками станции высокой заводской готовности.

Отдельная тема для японцев — наша оборона с моря. Если еще в 2013 году у России было всего десять береговых ракетных комплексов, размещенных в пяти точках, то в 2015-м их стало уже 18, а в начале 2017 года — 29.

Теперь и на Курилах, но также в Крыму, на Каспии, в Балтийске, Североморске, на Камчатке, Чукотке, в Арктике и во Владивостоке — там, где надо, — береговые ракетные дивизионы. На боевом дежурстве в них — новейшие российские комплексы "Бастион" и "Бал". "Бастион" уничтожает корабли неприятеля за сотни километров крылатыми ракетами "Яхонт", скорость которых — более трех тысяч километров в час. "Яхонт" еще называют "ужас авианосцев". Перехватить эти ракеты практически невозможно. Основной калибр комплексов "Бал" — современные ракеты Х-35, эффективно поражающие любые цели на воде и на земле с расстоянии 200 километров и более.

На Курилах, кстати, береговые ракетные комплексы на российском периметре появились в последнюю очередь. Но не оставлять же ради Японии неприкрытыми лишь наши Курилы? Зачем искушать?