Задремавшая Меркель может проиграть Mr. 100 Percent

25 марта в Риме прошел юбилейный саммит ЕС, посвященный 60-летию подписания Договора о создании Европейского экономического сообщества, положившего начало будущему Евросоюзу.

Автор: Дмитрий Киселёв

25 марта в Риме прошел юбилейный саммит ЕС, посвященный 60-летию подписания Договора о создании Европейского экономического сообщества, положившего начало будущему Евросоюзу. Нынешняя встреча проходила там же, где и 60 лет назад, в зале Горациев и Куриациев капитолийского Дворца консерваторов. Правда, сейчас главы государств подписывали документ, который оптимизма не внушает, — Декларацию о будущем Евросоюза после Brexit. На бумаге договорились быть вместе и сомкнуть ряды, но внутри тема "разноскоростной Европы", то есть когда одни страны равнее других, продолжает разъедать души.

Трудно сейчас и Ангеле Меркель — лидеру теперь коренной страны для Евросоюза. Для всегерманской "мамочки" — особенно трудный день. Можно сказать, что в Германии официально началась "репетиция" федеральных парламентских выборов. В федеральной земле Саар голосуют за местный парламент (ландтаг). Уже 7 мая выборы пройдут в ландтаг земли Шлезвиг-Гольштейн, неделю спустя — в Северном Рейне — Вестфалии. От того, как покажут себя социал-демократы с новым лидером Мартином Шульцем и ХДС Ангелы Меркель, зависит многое.

Автор: Михаил Антонов

На фоне тревожных ожиданий, связанных с выборами во Франции, избиратели самой французской из всех немецких земель, кажется, порадовали своего канцлера. По последним данным, на выборах в Сааре христианские демократы Меркель набирают 41% голосов — достаточно для того, чтобы диктовать условия коалиции главным конкурентам. "Мы не смогли реализовать то, что задумывали, но это не значит, что мы не достигли нашей цели. А цель наша — это смена правительства Германии", — заявил Шульц.

Социал-демократы ставили перед собой задачу разделить власть с левыми и, возможно, зелеными. Обкатать этот сценарий и, по крайней мере, попытаться реализовать его в сентябре уже на федеральных выборах. Не получилось. Левые набрали 13%. Зеленые не прошли в отличие от евроскептиков из АдГ, у которых 6%. В любом случае, для социал-демократов это не трагедия, поскольку электоральные настроения в маленькой западной земле — 800 тысяч населения, если верить социологам, не отражают картину 80-миллионной Германии.

У Шульца неплохие шансы. "Мистер 100%" — так называют бывшего председателя Европарламента после того, как на партийном съезде его кандидатуру на пост канцлера поддержали все делегаты — впервые за 153 года существования партии.

"Мартин!" — они кричат, хотя программа социал-демократов, как, собственно, и партии Меркель, еще не сформулирована. Пока работает "эффект Шульца" — новый человек, свежие веяния, борода.

"Успех Мартина Шульца также свидетельствует о том, что Германия тоскует по политике, суть которой сводится не только к эффективному и расчетливому управлению. Граждане скучают по азартным политикам, которые готовы бороться за власть, и не скрывают своих намерений. Возможно, у власти хотят видеть мужчину", — написал Spigel.

Опросы показывают, что 45% немцев хотели бы видеть новым канцлером именно "человека из Брюсселя", только 36% выбирают Меркель. В ХДС нервничают, потому что их командир дремлет. Один и своих материалов, посвященных канцлеру, журнал Spigel прямо озаглавил "Проснитесь!"

Но просыпаться Меркель не торопится, возможно, чтобы не наделать новых ошибок, ведь и так программа канцлера сейчас по большей части состоит из цепочки покаяний за прежние, допущенные Германией или Евросоюзом при ее непосредственном участии.

"Думаю, что мы далеко не все делали хорошо. Открывая внешние границы, мы не думали об их укреплении. Вводя единую валюту, мы не были готовы к кризису", — признала Меркель.

Долговой и миграционный кризисы, Brexit и ультраправые (Альтернатива для Германии закрепилась на 10%) — все это пучит Евросоюз изнутри. Снаружи — руины в отношениях с Россией, непонятный и неприятный Трамп (визит Меркель в Вашингтон только подчеркнул натянутость между союзниками), наконец, дикая склока с Эрдоганом и напряжение с Израилем.

Меркель сложно предложить какую-то позитивную повестку своим избирателям. Ее надежды усидеть связаны с консерватизмом немцев: действительно, большинство по-прежнему считает нынешнюю Большую коалицию ХДС и СДПГ предпочтительной конфигурацией власти и на следующие четыре года. Меркель тут нужно немногое — просто остаться "страшим партнером".

Если ненавистные всем классическим партиям евроскептики из "Альтернативы для Германии" наберут свои 10-11%, то это, в принципе, исключит вариант любой коалиции, кроме большой. В то же время, согласно последним опросам, христианские и социал-демократы набирают примерно одинаковое количество голосов — по 32%. У Меркель Шульца сейчас абсолютно равные шансы стать следующим канцлером.