Священник Анатолий Кунг: мы не имеем права забывать историю православия в Китае


фото сделано Роман Кремнев


фото сделано Роман Кремнев


фото сделано Роман Кремнев

Как все китайцы, я учился в школе, в университете. Потом надо было зарабатывать, пришло время жениться. У меня не было возможности серьезно подумать о моем назначении. А в 40 лет я почувствовал: надо что-то менять. Но почти до самого рукоположения у меня не было точного плана быть священником.

В 2003-м году в Гонконг прибыл священник Дионисий Поздняев. Он открыл здесь храм в честь апостолов Петра и Павла и стал заниматься формированием местной православной общины. А в декабре 2014-го года прихожанин храма китаец Анатолий Кунг (Кун Чеун Мин) был рукоположен в диаконы и затем – в священники. Хиротонию совершил в Хабаровске Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Так отец Анатолий стал первым в истории священником-гонконгцем.

Мы встретились в храме после воскресной литургии, частично проходившей на английском и китайском, чтобы все прихожане могли участвовать в службе. Естественно, возгласы, молитвы на китайском произносил отец Анатолий. Впрочем, по-русски он говорит прекрасно: много лет сначала работал в России, потом учился в хабаровской семинарии. Я задавала самые разные вопросы, но все они неизменно сводились к одному — судьбе священника-китайца.

- Почти 50 лет назад мой папа, выпускник ВГИКа, человек с возможностью сделать неплохую карьеру, решил уйти из кино и стать священником. Тогда в СССР это означало изменить все в своей жизни. Несколько лет назад вы, китаец, решили повторить его подвиг и тоже стать священником. Почему?

- Ваш отец – пример для меня! У каждого священника своя судьба. Как-то я слышал от одного французского священника его историю: раз, по молодости, он прилично выпил, настолько, что ничего не соображал. Он бродил по улицам, а потом случайно прислонился к какому-то предмету. Открыл глаза – и понял, что он в храме. После этого он стал священником.

Конечно, моя история не настолько интересна. Сначала, как и все китайцы, я учился в школе, в университете. Потом надо было зарабатывать, пришло время жениться. Тогда у меня не было возможности серьезно подумать о жизни, о моем назначении. Но когда мне исполнилось 40 лет, я почувствовал, что надо что-то делать, менять А как — неясно.

В то время я работал в Москве и стал посещать с друзьями храм, постепенно-постепенно план стал проясняться. Я почувствовал, что мне надо сделать какое-то священное дело. Но, одновременно, я еще не до конца осознал, что стану священником. Да я даже не представлял себе этого: почти до самого рукоположения у меня не было точного плана быть священником. Только недавно я почувствовал, осознал: миряне всегда считают, что они сами выбирают религию – христианство, но на самом деле, их Бог выбирает. Бог уже предопределил путь каждого человека, особенно священника.

- Разве человек не может изменить свою жизнь? Мне казалось, что Бог всегда предлагает нам выбор.

- Я не могу сказать – ничего не изменить. Но это будет только звеном целой жизни. В Евангелии есть притча, где говорится о том, что кто-то пораньше приехал в виноградник, кто-то попозже, но это было неважно, потому что Бог каждому человеку определил его путь. Люди думают, что они сами выбирают, а на самом деле есть какая-то невидимая сила.

Недавно я понял: да, в любой точке земного шара, во всем мире, есть потребность в священниках, но в Китае – он нужнее, чем в других местах.

- В Гонконге, в Китае, как я знаю, сотни тысяч католиков, англикан, протестантов. А вы выбираете маленькую, никому практически не известную Русскую православную церковь на 12-м этаже (в Гонконге очень дорогая земля, поэтому многие приходы арендуют офисы в небоскребах).

- Выбор не определялся тем, какая религия преобладает в Гонконге. Для меня это не имело значения. Кто-то работает в большой компании, кто-то в маленькой, но Православная церковь – единственная правильно служит Богу. Конечно, тому, что я стал православным священником, были определенные предпосылки. До этого я работал в Москве, изучал русский язык. Это тоже судьба! Получилось само собой, что я стал православным священником. Думать о том, какая религия больше, какая меньше – смысла нет.

- Вы сами сказали, что работали в Москве. Вы делали карьеру, были довольно успешны. Почему, зачем вы решили рукополагаться? Ведь можно было, будучи православным, оставаться мирянином.

- Я до сих пор не знаю, почему я стал православным священником! Можно подумать, что у меня есть какой-то план, но у меня нет плана, просто так получается! Примерно 5 лет назад я вернулся в Гонконг. В то время у меня и мысли не было стать священником. Просто я чувствовал, что мне постоянно хочется в храм. Я познакомился с отцом Дионисием Поздняевым, а у него была возможность послать того, кто хотел учиться, в Хабаровскую семинарию. Я пришел к нему: "Может, я попробую учиться в семинарии?". И отец Дионисий все организовал. А когда я учился в семинарии, наш митрополит (по неведомой причине) спросил меня однажды, хочу ли я стать священником. И снова по неясной причине я согласился. Наверное считал, что это нужно. Вот как все происходило

- Когда семья узнала о вашем решении, как она к нему отнеслась?

- У меня хорошая семья! У меня есть жена, есть добрый сын. Хотя он не очень любит учиться, я считаю его хорошим мальчиком. У меня есть мой бизнес и независимые доходы, поэтому я могу спокойно кормить семью. И у жены есть свое хобби. В нашей семье мы все друг другу помогаем, друг друга любим. А после того, как я стал священником, родители жены сказали, что я стал добрее, лучше.

- То есть всем понравилось.

- Да, всем понравилось.

- Они ходят в храм?

- Да, иногда. Они в Гуанчжоу иногда посещают храм.

- Став священником, вы почувствовали, что вы востребованы? Вы довольны новой жизнью?

- Я всегда был доволен своей жизнью, не знаю, почему. Я всегда могу спокойно заниматься моим делом. Но теперь у меня появились другие обязанности, другие поручения. По субботам и воскресеньям я служу в храме. В свободное время наслаждаюсь религиозными произведениями. Я слежу за учебой сына – тоже с увлечением! Если я что-то делаю, я всегда это делаю с увлечением.

- Будем честными, приход Русской православной церкви пока не может конкурировать с другими христианскими приходами. Вы планируете что-то делать, чтобы паства увеличилась?

- По разным причинам по численности мы пока уступаем другими религиям. Например, католикам и протестантам. Но только по численности. Если говорить о настоящей, исторической весомости, мы ни в чем не уступаем! Когда читаешь историю Церкви, сразу понимаешь, что в православии существует непрерывная традиция. От апостольских времен мы унаследовали эту традицию, и мало изменяем то, что было установлено еще в те времена. Другие конфессии изменяют условия, чтобы привлекать молодежь, но мы сохраняем апостольскую традицию, и в этом наша истинная ценность.

Деятельность Православной церкви в КНР в свое время была приостановлена в связи с внутриполитическими причинами, а сейчас есть инерция и последствия того периода истории. Я не могу предвидеть судьбу, но, будучи китайским священником, я в последнее время начал думать, что надо побольше трудиться для Церкви. Например, делать переводы богослужебных книг, произведения святых. Надо всегда искать поводы, чтобы не лениться!

- Нужна ли в Гонконге Русская православная церковь?

- Нужна или не нужна – лишний вопрос. Когда мы читаем о православии в Китае, там уже 300 лет назад были священники, были епископы. Сколько они сделали, сколько потрудились! Сколько всего сделал начальник Пекинской миссии, святитель Гурий Таврический. Были и другие китайско-русские свидетели. Мы попросту не имеем права забыть нашу историю. Нам надо только много трудиться, побольше проповедовать нашу веру мирянам. Конечно, один человек ограничен в своих возможностях. Надо силами всего прихода как можно больше всего делать для китайских верующих. Чтобы восстановить то, что у нас было в течение прошедших 300 лет.