Реставрация на грани вандализма: мрамор "похоронили" под масляной краской

"Красные ворота" стали бордовыми. После ремонта мраморный фасад станции метро изменился далеко не в лучшую сторону. Выкладка из натурального камня скрылась под толстым слоем краски. И это не единственный пример неудачного преображения.

"Красные ворота" стали бордовыми. После ремонта мраморный фасад станции метро изменился далеко не в лучшую сторону. Выкладка из натурального камня скрылась под толстым слоем краски. И это не единственный пример неудачного преображения.

Станция метро "Бордовые ворота". Пассажиры, замедляя шаг, недоуменно озираются по сторонам. Колонны непривычного цвета: исторический красный мрамор покрыли тремя слоями масляной краски.

- Как будто обшарпанное все. Мне не нравится. Мрамор должен быть мрамором, а это непонятно что.

Благородный материал теперь мало того что выглядит дешево, так еще и серьезно поврежден. Масляная краска въедается намертво, держаться будет долго и отмыть ее без ущерба для камня уже вряд ли получится. Подтверждение тому — работа кисти неизвестных художников на фасаде "Красных ворот". Вместо приглушенно-грязноватого покрытия здесь когда-то был натуральный камень.

"Изначально здесь был красный камень глубокого порфирового цвета. Этот красный портал — визуальное воплощение тех красных ворот, которые стояли здесь когда-то на площади и были снесены в 30-е годы", — рассказывает историк Кирилл Алексеев.

За последнее время Московский метрополитен обновил уже не одну станцию. Темное пятно в истории "Сокольников": труд скульптора безжалостно уничтожен, барельеф выкрасили в радикально черный цвет. Рассмотреть его возможно только под определенным углом и при особом освещении.

"Мы привыкли к тому, что московское метро — это такой дворец. Когда в этом дворце мрамор меняется на масляную краску, это настолько бросается в глаза провинциальностью исполнения, что это недопустимо в нашем метро", — считает историк Кирилл Алексеев.

Над оформлением станции метро "Новокузнецкая" в военном 1943 году трудилась целая армия лучших советских архитекторов. Их творение — барельеф с бронзовыми солдатами — стараниями современных маляров выкрашен в нежно-персиковые тона.

- Я не знаю, чем они руководствовались. Может надо было обновить. Но надо было оставить цвет, который был.

Спустя полгода после ремонта, метрополитен признал, что цвет подобран неудачно. Спустя год, департамент культурного наследия выписал штраф 200 тысяч рублей и предписание восстановить барельефы. Не перекрасить, иначе рисунок совсем исчезнет, а отреставрировать. Штраф оплачен, но за работу до сих пор никто не принимался. Неестественный бордовый румянец с лица станции "Красные ворота" пока тоже стирать не собираются.

"Ведутся работы по реставрации и по приспособлению к современным условиям эксплуатации данного объекта. В частности, работы, которые были произведены по окраске мраморных плит, проводились в рамках временной меры по их сохранности до реставрационных работ, к которым и приступили в 2017 году", — заявил Максим Ожерельев, начальник управления территориального контроля департамента культурного наследия Москвы.

Но прежде чем приступать к подобным работам, уверены специалисты, необходим подробный проект, составленный профессиональными реставраторами. А иначе самый обыкновенный косметический ремонт в метро рискует стать актом вандализма.