Тема:

Арктика — территория открытий 2 месяца назад

Дополнительная повестка: Путин об уличных протестах и влиянии на выборы в США

Россия едва ли изменит свои приоритеты в Арктике, а ее планы по освоению этого региона абсолютно обоснованы. Об этом Владимир Путин заявил в Архангельске, выступая на форуме "Арктика – территория диалога".

Россия едва ли изменит свои приоритеты в Арктике, а ее планы по освоению этого региона абсолютно обоснованы. Об этом Владимир Путин заявил в Архангельске, выступая на форуме "Арктика — территория диалога". Президент также сообщил, что поручил проработать вопрос об отдельной структуре, которая занималась бы развитием Северного морского пути. Впрочем, учитывая международный характер форума, а также число и статус его гостей, в Архангельске не могли не подниматься и другие темы, в том числе связанные с политикой. Речь заходила об обстановке в мире и об отношениях с США, и о внутренних российских делах.

Гигантский арктический танкер "Кристоф де Маржери" словно консервным ножом с легкостью вскрывает крепкий арктический лед. Размером в три футбольных поля — корабль делает практически невозможное — разворачивается на месте. А управляется джойстиками.

Тестовая швартовка. Первый газовоз, что заходит в порт Сабетта. За раз такой танкер может перевозить 170 тысяч кубометров сжиженного газа. По видеосвязи из Архангельска экипаж поздравляет президент Путин. "Новое судно ледового класса, которое, по сути, аналогов в мире не имеет, названо в честь трагически ушедшего из жизни нашего большого друга, французского предпринимателя и бывшего главы компании Total Де Маржери, — говорит он. — Это очень символично, это будет закреплять наши отношения, даже на таком духовном, я бы сказал, уровне".

Уникальный завод по сжижению газа (16,5 миллиона тонн в год) построили с нуля, запустят уже в этом году. Семь стран, что участвуют в проекте, — тот самый пример сотрудничества в Арктике, о перспективах развития которой российский президент рассказывает коллегам из Финляндии и Исландии. А президент Йоханнессон вовсю демонстрирует знание русского — и один на один с российским президентом, и широкой аудитории.

О пристальном внимании к Арктическому форуму можно судить по количеству телекамер. Журналисты из Северной Европы, Азии, Канады и США. Но модератор дискуссии — ведущий американской CNBC Джефф Катмор — вспоминает излюбленную вашингтонскую тему о "русских хакерах" и мнимом вмешательстве в американские выборы.

"Я так и знал, что этим закончится, — говорит Владимир Путин. — Мне очень бы не хотелось, чтобы тот позитив, который складывается при обсуждении вопросов Арктики, сюда же, на эту площадку переносились проблемы двухсторонних российско-американских отношений. Но из уважения к вам, из уважения к вашей компании, которая наверняка дала вам такое поручение, я просто вынужден идти у вас на поводу. Во-первых, хочу вас поблагодарить за то, что вы, подняв эту проблему, сказали о том, что существует проблема Украины и Крыма, как бы разделили Крым и Украину, и это правильно. Теперь по поводу сути вашего вопроса. Мы воспринимаем и относимся к Соединенным Штатам как к великой державе, с которой мы хотим наладить очень добрые, партнерские отношения. Все остальное — ложь и выдумки в отношении России и провокация. Все это используется для внутриполитической американской повестки дня".

Но ведущий CNBC снова не унимается. "Я хочу ясно понять и ясно изложить это: вы, российское правительство, никогда не пытались повлиять на результаты выборов в США? – уточняет он. — И свидетельство этого не будет обнаружено?".

"Читайте по губам: no", — отвечает президент России.

Финский президент Ниинисте, что уже под занавес форума скажет российскому президенту — "Было интересно узнать, как выглядит мир с вашей точки зрения", предлагает Хельсинки как место первой встречи Путина и Трампа. Путин не против. Смещая акценты все дальше от Арктики и все ближе к политике, Путина просят прокомментировать недавние акции протеста. Российский президент сравнил их с началом "арабской весны".

"Все эти призывы происходят на фоне расправ полиции, скажем, в Париже с демонстрантами, — замечает Владимир Путин. — В связи с убийством одного из граждан прямо у него дома, француза китайского происхождения. Поэтому постановка вопросов такого рода и обращения к России такого рода, мы считаем, что это чисто политизированные вопросы с целью оказания какого-то давления на внутриполитическую жизнь в стране. Что касается наших внутриполитических событий. Мы последовательно выступаем за борьбу с коррупцией, которая является достаточно серьезной проблемой и для нас (кстати говоря, в последнее время меньшей), и, судя, в том числе, по опросам общественного мнения, для других стран. Это актуально, и мы это делаем. И люди в стране это видят. И я лично выступаю за то, чтобы вопросы борьбы с коррупцией были постоянно в центре внимания общественности, и позитивно всегда воспринимаю это внимание со стороны людей к этим проблемам. Единственное, что я считаю неправильным, — если кто-то, какие-то политические силы пытаются использовать в своих корыстных интересах этот инструмент не для улучшения ситуации в стране, а для самораскрутки на политической арене, в преддверии каких-то политических событий, в том числе выборных кампаний внутри страны. Этот инструмент использовался в начале так называемой арабской весны. К чему это привело, к каким кровавым событиям в регионе это привело, мы очень хорошо знаем. Мы очень хорошо знаем также, что это было одним из побудительных мотивов и поводов для государственного переворота на Украине. В какой хаос погрузили эти события нашего соседа Украину, мы тоже хорошо знаем. Поэтому борьба с коррупцией — да. Использование этого инструмента в узкокорыстных политических целях — нет. И все должны действовать в ходе политических процессов в рамках закона. Все, кто выходят за рамки этого закона, должны нести наказание в соответствии с российским законодательством".

Повлиять на российскую политику Запад пытается с помощью санкций. Они, конечно, ударили по бизнесу. И по обычным людям. "Взяли в связи с крымскими событиями, ввели санкции против физических лиц, которые не имеют к этим событиям вообще никакого отношения, — отмечает Владимир Путин. — Они даже ни сном, ни духом не узнали, что планируется, что происходит, узнавали только из средств массовой информации. Взяли, на них наложили санкции. Ну, где здесь права человека? Закрыли им там счета, они даже не могут воспользоваться средствами для проведения каких-то операций для членов семьи и так далее. Ну, о чем мы говорим, о каких правах человека мы говорим? Значит, здесь они должны соблюдаться, а где-то нет? И логики никакой, ни равного подхода к этим вопросам не существует в современном мире. Нужно это исправлять. Можно это сделать или нельзя? Можно".

Впрочем, на арктических проектах (их — почти 150) санкции почти не отразились. И Вашингтон ищет все новые способы давления. "Вот сидит господин посол Соединенных Штатов, он приехал к нам на форум, он общается со всеми участниками, может общаться с членами правительства, с представителями крупных компаний России, — продолжает российский лидер. — Мы этому не препятствуем, а наоборот способствуем, помогаем. А контакты нашего посла в Соединенных Штатах ограничиваются, любая его встреча воспринимается в штыки, как какая-то шпионская акция. Но разве это не бред? А для чего там посол сидит? Для того, чтобы общаться с людьми, поддерживать контакты с политической элитой, с бизнесменами, с членами Конгресса и Сената, с членами правительства, администрации. А зачем он туда приехал? Это общемировая дипломатическая практика. Думаю, что не в интересах большинства американского народа доводить до абсурда российско-американские отношения в угоду политическому внутреннему календарю. Мы чего хотим? Свернуть вообще наши отношения? Довести ситуацию до 60-х годов, до Карибского кризиса? А дальше что? Вообще, люди, которые ведут себя безответственно, они к чему ведут нас всех, в том числе и народ Соединенных Штатов? Мне кажется, что это большая ошибка. Я очень рассчитываю на то, что когда-то (и чем раньше, тем лучше) ситуация нормализуется".

На вопрос — "Арктика — это место, за которое нужное сражаться или вести диалог?" – посол США в России Джон Теффт отвечает: "Мы работаем над диалогом". Звучит другой вопрос: "Какова главная цель США в Арктике?". "США были там с самого начала во главе Совета по Арктике, — отмечает американский посол. — Мы очень гордимся тем, что уже сделано вместе с нашими партнерами, в том числе и с Россией".

Именно Арктика формирует климат на планете.

"Мы — небольшая страна, у нас даже армии своей нет", — констатирует президент Исландии Гудни Йоханнессон.

"Помочь?" – предлагает Владимир Путин.

И то, что для маленькой Исландии кажется чем-то совсем непонятным, в России — предмет постоянных нападок со стороны Вашингтона. Обвиняя в укреплении военных баз в российском же Арктическом регионе, США будто забыли, как развернули на Аляске систему ПРО.

"Если то, что мы делаем, имеет локальный характер, то, что делают Соединенные Штаты на Аляске, имеет глобальный характер, — подчеркивает российский лидер. — Там развивается система противоракетной обороны. И эта система, как известно, — одна из очень серьезных проблем сегодняшнего мира в сфере безопасности. И это не просто оборонная система, это часть ядерного потенциала, вынесенного на периферию. Это не то, что предупреждает ракетно-ядерное нападение, а это, что минимизирует так называемый ответный удар".

А ведь работать вместе можно. Вашингтон, например, не раз говорил о совместных действиях в Сирии. Хотя строить диалог с НАТО, оказывается, непросто. Когда Хельсинки были обеспокоены, что не могут идентифицировать российские военные самолеты над Балтикой (у России и НАТО — разные системы контроля), Москва предложила унифицировать.

"Мы объявили, что мы к этому готовы, — подчеркивает Владимир Путин. — Провели соответствующую встречу в Брюсселе и услышали ответ: "Нет. Страны НАТО этого делать не будут". Но вы у них спросите, почему. Надо сказать, что, во-первых, их активность гораздо выше, чем наша, в несколько раз. И нас после этого кто-то пытается обвинять в каком-то агрессивном поведении. Ну, это знаете что? Это просто разговор в пользу бедных. Это для средств массовой информации. Но эксперты это все фиксируют и знают об этом".

Как выйти из такой непростой ситуации — у обычно сдержанных в эмоциях скандинавов предложение оказалось вполне конкретным: "Если возникает напряженность, что может быть лучше, чем прохладная Арктика, для того чтобы все эти горячие эмоции остудить?!".

"Это нам говорят горячие финские парни! Надо прислушаться", — парирует на это Владимир Путин.

На фоне глобального потепления, кажется, что и лед в отношениях должен также растаять. И Международный арктический форум еще раз расставил приоритеты, где для России все-таки главный – развитие собственных территорий.