Казахстан – колыбель для стартапов

Казахстан – один из лидеров по темпам экономического развития за последние четверть века на постсоветском пространстве. Во многом – за счет целенаправленной работы по поддержке бизнеса, которую ведет правительство страны.

Казахстан — один из лидеров по темпам экономического развития на постсоветском пространстве за последние четверть века. Во многом — за счет целенаправленной работы по поддержке бизнеса, которую ведет правительство страны. "Но бизнесу пора отвечать на проявленные со стороны государства заботу, внимание и поддержку. Необходимо работать над постоянным привлечением граждан в сферу предпринимательства, наращиванием его доли в экономике страны", — поставил новую задачу президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Это поручение Нурсултан Назарбаев сделал на встрече с председателем Президиума Национальной палаты предпринимателей (НПП) Казахстана "Атамекен" ("Отечество") Тимуром Кулибаевым и председателем правления НПП Аблаем Мырзахметовым в январе 2017 года.

Открытый бизнес

Сейчас доля малого и среднего бизнеса составляет четвертую часть ВВП Казахстана. В этой сфере занято более трех миллионов человек. При этом за год прирост произведенной ими продукции увеличился на 6 процентов.

"Государство борется с теневой экономикой, поэтому поддерживает стартапы. Стартапы – это всегда открытый бизнес, который платит налоги в бюджет Казахстана, — считает казахстанский политолог Эдуард Полетаев. – Главная проблема наших стартапов в том, что не всем удается выйти со своим бизнесом за пределы Казахстана. Часто казахские стартапы – это калька с успешных проектов в России и других странах мира. Это не всегда уникальный бизнес. Но это всегда что-то новое для нас, то, чего ранее на нашем рынке не было, и на чем можно заработать. И в самом деле — не всегда же надо заново изобретать велосипед".

Стартап с высокой определенностью

В Казахстане только и говорят, что о стартапах и инновациях. Но не только говорят, еще и делают. Сегодня в республике стартапы активно развиваются: сразу на 4500 выросло количество новых предприятий в 2016 году. Рост составил 16 процентов по сравнению с предыдущим годом. Еще 2100 новых компаний было зарегистрировано только в январе 2017 года. Это позволило новичкам увеличить свою долю на внутреннем рынке с 9 до 14 процентов за пять лет. Прирост был обеспечен именно малым и средним бизнесом, преимущественно в сфере торговли и услуг.

Правда, в Казахстане считают, что пока у них стартапов мало, даже по сравнению с соседней Россией.

Поэтому президент Казахстана поручил правительству вместе с национальной палатой предпринимателей "Атамекен" принять меры по снижению всех видов издержек для бизнеса. К 1июля текущего года будут разработана программа по дерегулированию бизнеса, оптимизации госуслуг и перевода их в электронный формат. Это один из этапов программы третьей модернизации экономики Казахстана.

Когда деньги – не главное

Кстати, активизации создания предприятий малого и среднего бизнеса способствовала реализующаяся с 2017 года программа продуктивной занятости и развития массового предпринимательства. Она рассчитана до 2025 года. По ней граждане Казахстана могут получить для своих проектов микрокредиты размером до 16 миллионов тенге (почти 3 миллиона рублей).

Но кроме финансов важна и другая помощь.

"У Казахстана три существенных отличия в работе со стартапами по сравнению с Россией. И дело не в людях и не в деньгах. Дело в подходе. В Казахстане государство думает о том, что будет со стартапом, когда он заработает. Для стартапа главное – найти тех, кто его купит. Это первое отличие от России. В России не работают с вопросом второго шага. У нас предоставляются только структурные услуги, а дальше – твои проблемы", — поясняет директор российского Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

Авторитет дороже денег

"В Казахстане действует важный фактор, облегчающий создание и развитие новых бизнесов, в том числе в форме стартапов. Это мощная моральная поддержка власти, ощущаемая и государственными структурами, и предпринимателями. Подобная "трансляция" авторитета власти снимает много препонов, в первую очередь бюрократических, но и финансовых тоже, облегчая инвестирование в новые проекты и их развитие", – продолжает Дмитрий Журавлёв.

Денег на рынке много, гораздо больше, чем идей, отмечает российский эксперт. Но никто не будет давать деньги без гарантий. Гарантии, как и поиск покупателей и рынков сбыта – это стандартные пункты любого бизнес-плана. Всем инвесторам нужен объект гарантированных инвестиций.

"Если государство в Казахстане что-то гарантирует, то это уже хорошо, — добавляет Журавлёв. – Тогда с вами начинают говорить и банки, и потенциальные инвесторы".

"У нас в России, — констатирует Дмитрий Журавлёв, — не стартапов мало, у нас страна большая. У Казахстана другие масштабы. Им это дается легче. Просто количество плюсов в Казахстане больше на квадратный километр. И эти отличия они превращают в преимущества".

Для стартапов открыли "Академию"

Два проекта по поддержке новых предпринимательских инициатив проводит казахстанский фонд "Даму" ("Развитие") вместе с корейской корпорацией SBC. Первый из них – "Поддержка открытия нового бизнеса", второй "StartUp-Академия".

"StartUp-Академия" реализуется в четырех казахстанских областях вместе с вузами – Павлодарским и Атырауским университетами, а также Евразийским национальным университетом в Астане и Евразийским технологическим университетом в Алматы.

С сентября по декабрь 2016 года в "StartUp-Академии" прошли обучение 102 человека, 17 проектов прошли путь от разработки бизнес-идеи до ее реализации, а четыре проекта получили инвестиции.

Прошедшие отбор программы начинающие предприниматели получат бесплатный доступ к коворкинг-зонам с компьютерами и Wi-Fi, научным, учебно-методическим ресурсам, получат консультации и пройдут бизнес-тренинги. Консультанты проекта помогут им создать презентацию, разработать бизнес-план, выступить перед потенциальными инвесторами. Кстати, в Астане расположен второй по величине в мире коворкинг Multispace.

В 2016 году участниками проекта "Поддержка открытия нового бизнеса" стали 1562 человека. 270 из них создали свой бизнес, а 39 получили финансирование своих начинаний.

Плоды бизнес-инкубаторов

"Один из плюсов поддержки стартапов – это обучение по госпрограмме в других странах, — подчеркивает политолог Эдуард Полетаев. – Люди едут учиться в Россию, другие страны, возвращаются с опытом, становятся бизнесменами".

Раньше целые города, такие крупные как Алматы, жили на посреднической торговле. Но магазинов стало слишком много, выросла их конкуренция и между собой и с крупными торговыми сетями. К бизнесменам приходит понимание того, что нужно вкладываться в производство, в высокие технологии.

"Из IT-стартапов не все выживают, — отмечает Полетаев. – Неудачей закончилась, например, попытка создать автономный национальный почтовый сервис. У нас только пользователей Mail.Ru – 5,3 миллиона. Такая же ситуация с соцсетями: казахстанцы предпочитают "ВКонтакте", "Одноклассники" или "Мой мир".

Но несколько казахстанских проектов были суперуспешными как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Например, сервис по продаже авиабилетов Aviate.kz. Проект продан в Восточную Азию. Им заинтересовалась такая крупная страна как Индонезия, отметил Эдуард Полетаев. Казахстанский научно-популярный журнал OYLA.xyz продал свою франшизу в Австралию. Еще один оригинальный проект – это производство оригинальных часов с национальными орнаментами, дизайном и казахской символикой. На них высокий спрос оказался именно внутри Казахстана.

"Процесс идет, — уверен в хороших перспективах казахстанских стартапов политолог Эдуард Полетаев. – И это только начало".