Мосул: боевиков хотят истощить, а потом выбить

Многострадальный иракский Мосул. С февраля выбить террористов из города штурмом пытается проамериканская коалиция. Город бомбят. По данным ООН, террористы ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация) в Мосуле сгоняют мирных жителей в заминированные здания и превращают в живой щит.

Автор: Дмитрий Киселёв

Многострадальный иракский Мосул. С февраля выбить террористов из города штурмом пытается проамериканская коалиция. Город бомбят. По данным ООН, террористы ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация) в Мосуле сгоняют мирных жителей в заминированные здания и превращают в живой щит. Беженцы сотнями тысяч пытаются просочиться из окружения и никогда точно не знают, как.

В ходе недавнего штурма Алеппо в Сирии для желающих покинут город были созданы специальные коридоры и объявлены паузы в боевых действиях. Авиация вообще на протяжении всего штурма Алеппо не использовалась.

В Мосуле все по-другому. Поэтому-то президент Ирака Фуад Масум и заявляет, что в городе однозначно — гуманитарная катастрофа.

"В Алеппо авиация ВКС России не применялась вообще. Все внимание было сосредоточено на работе гуманитарных проходов, а также на доставке и оказании всесторонней помощи местным жителям.

В Мосуле же, по заявлению представителя коалиции Джозефа Скрокка, несмотря на жертвы мирного населения, коалиция "не намерена отступать, даже когда борьба становится тяжелой". О каких-то гуманитарных аспектах операции или просто облегчении страданий мирных жителей, получается, не может быть и речи", — заявил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков.

28 марта глава МИД РФ Сергей Лавров комментировал происходящее так: "Все помнят, насколько эмоционально реагировали западные страны и контролируемые ими СМИ на обстановку в сирийском Алеппо. При этом они продолжают "ретушировать" гуманитарную ситуацию в Мосуле, замалчивать масштабы происходящего. Между тем из города бежали почти четыреста тысяч жителей, которые оказались в тяжелейших условиях".

Бегут, впрочем, и сами боевики. Несмотря на заявления проамериканской коалиции о том, что город окружен, террористы просачиваются в сторону сирийского Дейр-эз-Зора. Об этом на брифинге Генштаба заявил генерал-полковник Руцкой.

"Несмотря на заверения коалиции о полном окружении Мосула, продолжается просачивание боевиков из города в район сирийского Дэйр-эз-Зора, гарнизон которого на протяжении нескольких лет ведет бои в окружении. По нашим данным, только за последнюю неделю из Мосула в направлении сирийской границы беспрепятственно вышло не менее 800 боевиков", — отметил Сергей Рудской, начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

На сегодняшний день, как считают американцы, в Западном Мосуле остаются менее тысячи боевиков так называемого "Исламского государства". Такие данные представил официальный представитель проамериканской коалиции полковник Джозеф Скрокка. "По нашим оценкам, там было порядка 2 тысяч боевиков в начале операции. Мы считаем, что сейчас их намного меньше. Мы полагаем, что их количество сократилось более чем в два раза", — заявил он.

Автор: Антон Степаненко

Когда боевики ИГИЛ убили мужа-полицейского, Вахида записалась в шиитское ополчение "Хашд аль-Шааби" и за два года дослужилась до командира. Такая она одна. Сейчас в ее отряде до 200 человек.

Шиитское ополчение Ирака было создано в июне 2014 года, когда ИГИЛ захватил города Мосул, Киркук, Тикрит и возникла реальная угроза Багдаду. Движение теперь участвует в боях за Мосул.

Узкий коридор, отбитый у ИГИЛ. Это арабские земли, а дорога связывает Багдад с Мосулом, минуя иракский Курдистан, у которого с Багдадом непростые отношения. Курды добиваются независимости, но сейчас они вроде как союзники. Дорогу с обеих сторон прикрывает система постов и застав.

Линия фронта на этом участке проходит по реке Тигр. Группировка ИГИЛ фактически оказалась заблокирована. И попытки вырваться для соединения с отрядами террористов, которые воюют в Мосуле, блокирует шиитское ополчение.

Район отрезан и от Мосула — там свой котел — и от основных сил ИГИЛ к западу, где под их контролем земли по обе стороны сирийско-иракской границы.

"Мы готовы идти вперед. Боевики в окружении. Но нет приказа. Американцы объявили этот район зоной действия своей авиации. А с ними у нас связи нет. Поэтому я сдерживаю бойцов", — рассказала Вахида.

На одной из сторон вдоль берега – постройки. В них — наблюдательные посты ИГИЛ. Вахида объясняет: ее бойцы тоже наблюдают за их перемещениями. И если из-за речки будет хоть один выстрел, их накроют минометами. Такое здесь бывало.

Плачет ли командир Вахида на этой войне? "Порой очень хочется, — признается женщина. — Всякого насмотрелась. Поломанные судьбы, зверства террористов… Но слез моих в отряде никто не видел".

У нее — три дочери и три внука. Она их не видела четыре месяца. Воевать надо. Войне в Ираке конца не видно.

Из-за массовой гибели населения от ударов международной коалиции операция по освобождению Мосула явно снизила темп. Иракские силовики даже заявили, что не войдут в так называемый Старый город, пока серьезно не истощат засевших там боевиков. Без артиллерийской и авиаподдержки они не воюют. Значит, истощать будут все теми же ударами — по жилым кварталам, где в заложниках могут находиться до 400 тысяч человек.