Савеловский вокзал отмечает 115-й день рождения

Савеловский вокзал отмечает свой 115-й день рождения. Первые поезда отправились оттуда в 1902 году. За более чем вековую историю он превратился в современный железнодорожный терминал. Каким был Савеловский в начале прошлого века, и что сохранилось с тех времен?

Савеловский вокзал отмечает свой 115-й день рождения. Первые поезда отправились оттуда в 1902 году. За более чем вековую историю он превратился в современный железнодорожный терминал, который принимает десятки тысяч пассажиров ежедневно. Каким был Савеловский в начале прошлого века, и что сохранилось с тех времен?

Железнодорожные пути, электрички и тысячи спешащих людей: только за один вид из окна Валентина Трифонова не променяет свою работу ни на одну другую.

"Смотришь, как они бегут, иногда даже переживаешь за них — успели бы они на электричку! Особенно на последнюю", — говорит Валентина — диктор Савёловского вокзала.

Наверно, поэтому о задержке поезда ей объявлять даже приятно. Валентина — диктор Савеловского вокзала уже 10 лет, раньше работала здесь же грузоприемщицей. Общий стаж — 23 года. Для человека — внушительная часть жизни, но если сравнивать с возрастом самого вокзала — а ему 115 — конечно, ничто.

Поэтому, шутя, старожилом этого места Валентина Александровна называет водонапорную башню: это то немногое, что сохранилось здесь со дня основания.

"Было локомотивное депо, часть его построек сохранилась. Главная высотная доминанта в районе вокзала — водонапорная башня из красного кирпича", — говорит координатор общественного движения "Архнадзор" Юрий Егоров.

Своим появлением Савеловский вокзал обязан российскому меценату Савве Мамонтову. Правда, изначально вокзал назвали Бутырским. Место у Бутырской заставы выбрали из-за дешевизны земли. Само здание тоже было скромным — без парадного входа с переменной этажностью.

"Вокзал был достаточно небольшим, одноэтажным, с повышенной двухэтажной центральной частью. Во втором этаже находились жилые помещения для сотрудников станции", — рассказывает Юрий Егоров.

Но внешняя скромность не перечеркивала значимость объекта: Савеловская дорога должна была соединить Москву с городами на Волге.

"Связь — станция Савелово как раз через Волгу, город Кимра, достаточно крупный по тем временам промышленный город. На этом дело не закончилось — дорогу собирались строить на Калязин, на Углич и выводить ее на город Рыбинск", — говорит Юрий Егоров.

Благодаря железной дороге и вокзалу жители Бутырок стали москвичами, капиталист Густав Лист открыл завод, рассчитывая на рабочую силу из пригорода, а московские домовладельцы построили 30 доходных домов.

Жизнь в округе закипела. Ездили и пассажирские, и почтовые поезда. Но своего первого масштабного расширения здание вокзала дождалось лишь в конце 80-х годов прошлого века, когда здесь появилось метро. Вокзал нарастил этажи — теперь их пять — без ущерба внешнему виду: фасад остался прежним. А вот внутри — современная серо-красная гамма.

"На втором этаже у нас расположены зал ожидания, кассы дальнего следования для обслуживания пассажиров и покупки билетов, также у нас здесь расположена часовня храма Богородицы в Бутырской слободе", — говорит начальник Савёловского вокзала Светлана Лиштовная.

Лифты для маломобильных пассажиров, киоски с прессой, медпункт. Картинных галерей и спортзала здесь ждать не стоит: Савеловский вокзал сегодня — единственный в Москве, который обслуживает только пригородные электропоезда. Надолго здесь люди просто не задерживаются.

- Поесть тоже есть где, посидеть тоже есть где, билеты — терминалы все поставили, в очереди стоять не надо.

Двадцать пять тысяч пассажиров в сутки — для них Савеловский вокзал стал добрым знакомым. Тем, кто встречает каждое утро по пути на работу и провожает вечером домой.