Тема:

Взрыв в метро Петербурга 1 год назад

Теракт в Санкт-Петербурге спровоцировал фейковую истерию

Цинично и подло – других слов после теракта в метро Санкт-Петербурга не подобрать: и они же, пожалуй, лучше всего описывают истерику, поднятую в социальных сетях. Кто-то бросился писать про некий второй взрыв. Другие опять же кинулись обвинять власть: мол, пора уезжать.

Цинично и подло — других слов после теракта в метро Санкт-Петербурга не подобрать: и они же, пожалуй, лучше всего описывают истерику, поднятую в социальных сетях. Кто-то бросился писать про некий второй взрыв. Другие опять же кинулись обвинять власть: мол, пора уезжать. К этому с пеной у рта призывает, например, небезызвестный Аркадий Бабченко. Он уже уехал, но все никак не успокоится. Третьи нашли повод раскритиковать полицию: якобы она виновата в случившемся. И все это сливается в информационную кашу, рецепт которой давно известен. Как, впрочем, известны и те, кто ее готовит.

Информационный, а точнее, дезинформационный поток вокруг взрыва в Петербурге оказался очень мощным. Уже через полчаса после трагедии в Twitter и Facebook (запрещена в РФ) зашкаливали эмоции: "Пишут про взрывы и бесхозные вещи в Девяткино, Купчино, Уделке, Озерках, Черной речке, Спортивной". Якобы взрывные устройства заложены еще на шести станциях метро по всему городу. И погибших — десятки. Есть, чему ужаснуться.

"В Санкт-Петербурге Купчино, Девяткино еще взрывы. Погибли около 30-50 человек", — еще одно сообщение в соцсети.

Прошел слух, что взрыв в метро Петербурга первый в запланированной серии терактов. Автор фейка говорил о 18 террористах-смертниках, которые должны взорваться в крупнейших городах России. Призывал жителей не выходить на улицу.

"Киберпространство давно — арена войны, — отмечает эксперт по кибербезопасности Андрей Масалович. — Сейчас кроме вербовки такой точечной, негативной – завербовать какую-нибудь очередную Варвару Караулову или группу смертников. Сейчас наблюдается массовая стрельба по площадям".

В информационном обществе теракт дает возможность манипулировать взбудораженным общественным сознанием. Есть шанс повернуть его в любую сторону. За примерами таких попыток далеко ходить не надо.

За примерами таких попыток далеко ходить не надо: "В метро Санкт-Петербурга на станции "Технологический институт" прогремел взрыв. Путин взялся за проверенный способ удержания власти" (сообщение из соцсети).

"К манипуляции через Интернет подключились все недруги России, — рассуждает политолог Сергей Михеев. — Это те, для кого чем больше хаоса, слухов, бардака, недоверия, внутренней напряженности, тем лучше. А это все, начиная от доморощенных или профессиональных революционеров, и заканчивая спецслужбами иностранных государств, включая США, Европы и какого-нибудь там Персидского залива".

Что еще в день теракта ударило по нервам петербуржцев? "Девушка со шлемом", как прозвали ее в Интернете по фотографии в Instagram (запрещена в РФ), написала за семь часов до трагедии: "Давненько не было терактов. Сегодня будет… Ждите". И смайлик. Вот такая шутка. Пользователи не оценили. "Ловите ее", — самый мягкий из комментариев.

"Любой такой случай любой степени серьезности или несерьезности должен обязательно проверяться, потому что на кону жизни людей", — считает эксперт по кибербезопасности Андрей Масалович.

Автор закрыла Instagram, но сообщение-оправдание уже перепостили в Сеть: "Я переносила компрессор от холодильника, и решила, что он похож на бомбу, поэтому решила сфотографировать. Выставила это фото и написала саркастический комментарий. Мой черный юмор сыграл со мной злую шутку".

"Надо сохранять трезвость, нельзя поддаваться целому валу провокаций в интернете, надо понимать, что интернет – это поле для провокаций, — продолжает Сергей Михеев. — А вовсе никакая не "территория правды и истины". Это территория манипуляции общественным мнением сталкивания, это место, где проводится огромное количество операций с общественным сознанием. Это надо понимать и лучше не погружаться в эти обсуждения".

Несмотря на фейковую истерию вокруг взрыва в метро, паники в Петербурге не было. Раскачать лодку не удалось. А значит, как минимум одной из своих целей информационные провокации не достигли.