Тема:

Взрыв в метро Петербурга 1 год назад

Мимика и жесты: как распознать террориста

Меры безопасности на транспорте, в том числе в метро, нужно усилить и тщательнее контролировать всех пассажиров и их багаж. Об этом заявил Дмитрий Медведев.

Меры безопасности на транспорте, в том числе в метро, нужно усилить и тщательнее контролировать всех пассажиров и их багаж. Об этом заявил Дмитрий Медведев.

Эксперты утверждают, что техника, которая позволит вычислить в толпе преступника — будь то террорист или карманный вор — уже существует. Екатеринбургские психологи разработали систему, позволяющую вычислить контрабандиста по мимике и жестам.

То, как мы двигаемся, и куда смотрим — по мнению учёных, полностью выдаёт нас с потрохами. Да и "врать телом" почти невозможно, если только специально этому не учиться. Поэтому и эффективность методики такая высокая — 80%.

Если человек, например, смотрит вверх, то, скорее всего, что-то вспоминает. А если вниз, то, скажем, так, конструирует в голове "альтернативную версию". Проще говоря — врёт.

Науку "чтения по лицам" уже осваивают сотрудники аэропорта уральской столицы. А в Израиле специалисты службы безопасности отсеивают потенциальных преступников ещё на подходе — в радиусе 3 километров. С помощью того же профайлинга.

"Нужно будет принять дополнительные решения по контролю тех, кто заходит в средства транспорта, по контролю того, что они проносят. Это не очень просто, скажу откровенно, потому что поток огромный, тысячи людей, и, к сожалению, каждого на детекторе очень сложно просмотреть", — заявил Дмитрий Медведев.

В УрГПУ разработали систему определения контрабандиста по его поведению.

Специалисты в области борьбы с террором говорят – в ходе оперативной разработки террористическую ячейку раскрыть — возможно. Отследить же одиночек – практически нереально.

На финальном этапе осуществления теракта смертника могут распознать, например, специалисты профайлинга. Систему вербальной и невербальной идентификации уже давно используют в Израиле. Благодаря специалистам в этой области – израильские аэропорты и авиакомпании считаются одними из самых безопасных в мире.

"Специалисты, путем наблюдения и анализа людей в толпе фиксируют подозрительные признаки. В чем еще задача профайлера – быть невидимым. То есть, это не всегда те люди, которые стоят у стоек на терминалах на специальной аппаратуре. Они ходят по терминалу и просто наблюдают", — говорит Анна Кулик, президент "Научно-исследовательского корпоративного центра безопасности".

После терактов в московском аэропорту Домодедово в 2011 году, вышел указ президента РФ, согласно которому на всех станциях метро в стране должны быть установлены металлодетекторы.

Но в Петербурге они появились лишь на некоторых станциях и стали, скорее избыточным антуражем. Зачастую рамки не работали, да и действующие обойти не составляло труда. Между тем, в Санкт-Петербурге есть технологии, способные снизить риски терактов, которые внедрены и успешно работают. Например, на футбольных матчах.

"Система видеонаблюдения позволяет из толпы компьютеру определить похожие лица, дальше анализирует и соответственно, если сходство 70-80%, идет команда на пульт охраны и блокируется контроль доступа именно для этого человека", — пояснил Дмитрий Курдесов, руководитель общественного движения "За безопасность".

Четыре года назад в северной столице стартовал пилотный проект по развертыванию в метро интеллектуальной системы видеонаблюдения. По заявке разработчиков она могла идентифицировать каждого пассажира. То есть сканируется изображение и сверяется с базой данных подозреваемых в связях с террористами.

Но при любом изменении внешности преступника, такие системы оказываются бесполезными. То есть, важен комплекс мер.

"Если фото разыскиваемого преступника находится в нормальном виде, то есть, всё на нем видно, что-то можно в этой системе идентифицировать и зафиксировать. Как только преступник надевает головной убор, надвигает на лоб, надевает очки, приклеивает бороду, усы, то конечно это система становится нулевой и ничего из этого не получится", — говорит Сергей Гончаров, президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа".

Накануне появились сообщения, что ФСБ потребовала отключить мобильную связь в петербуржском метро. Но позже выяснилось – речь шла только о периоде оперативных работ по разминированию найденной второй бомбы – её могли привести в действие дистанционно. Хотя в мире есть страны, где подобная мера запрета на мобильную связь в подземке – строгое правило в действии.

"Почему нет, условно говоря, кнопки, которую просто нажать и вся сотовая связь в метрополитене блокируется на время проведения спецмероприятий?" – задается вопросом Дмитрий Курдесов, руководитель общественного движения "За безопасность".

Специалисты в борьбе с террором говорят, что новейшие разработки и технические меры – это безусловно помощь для правоохранителей. Но все-таки главным по-прежнему остается простое правило оперативников – теракт нужно предотвратить на начальной стадии подготовки.