От агрессии к хаосу: хроника американских интервенций

Одностороннее применение силы в обход Совбеза ООН — агрессия на языке международного права — стало рутинной практикой Вашингтона. Югославия, Ирак, Сирия и не только. Перед каждой новой операцией миру предъявляются эффектные улики против неугодного режима, которые слишком поздно оказываются ошибкой.

Одностороннее применение силы в обход Совбеза ООН — агрессия на языке международного права — стало рутинной практикой Вашингтона. Югославия, Ирак, Сирия и не только. Перед каждой новой операцией миру предъявляются эффектные улики против неугодного режима, которые слишком поздно оказываются ошибкой или подлогом. Чем заканчиваются американские гуманитарные интервенции для пострадавших стран и всего мира?

20 марта 2003 года, 5:30 утра. США и их союзники начинают операцию под кодовым названием "Иракская свобода". За три дня до этого из страны были срочно эвакуированы все инспекторы ООН. Перед ними стояла миссия особой важности — любой ценой обнаружить хоть какие-то следы оружия массового поражения. Но миссия оказалась невыполнимой. Апогеем абсурда стала поездка инспекторов в научный центр, расположенный под Багдадом. Вместо оружия массового поражения инспекторы обнаружили там лабораторию по селекции шампиньонов. Но доказательства никому не были нужны. Чтобы начать войну без мандата ООН, достаточно просто потрясти пробиркой.

Более двух недель американцы бомбили Багдад, не считаясь с жертвами среди мирного населения. Спустя год Колин Пауэлл сделает неожиданное признание: "Когда я делал доклад в феврале 2003 года, то опирался на самую лучшую информацию, которую мне предоставило ЦРУ. К сожалению, со временем выяснилось, что источники были неточными и неверными, а в ряде случаев преднамеренно вводили в заблуждение. Я этим глубоко разочарован и сожалею об этом".

Но хаос в стране продолжается до сих пор. 3 июля 2016 года — двойной теракт в Багдаде, почти 300 погибших, сотни раненых. Ответственность взяла на себя запрещенная в России террористическая группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ). Вот так, из-за какой-то пробирки всего за 10 лет на месте стабильного и светского государства Ирак возникла террористическая структура, которая пытается диктовать свою волю всему миру.

Технологию по поиску надуманных поводов для военного вторжения США отработали в Югославии. Именно тогда Вашингтон впервые сделал основной акцент на массированной обработке общественного мнения. Для того чтобы ни у кого не возникало сомнений в законности агрессии, обозначается жертва: в данном случае косовские албанцы, которые борются за свою независимость. А затем создается образ врага в лице президента Милошевича и его армии. И все, не нужно никакого мандата ООН.

А потом снова можно покаяться.

"Я совсем не уверен, что мы были правы, использовав военную силу в Косово. Я всегда говорил об этом публично. Для США это важный вопрос. Никто не сможет предъявить какой-либо документ ООН или другое международное соглашение, которое давало бы нам право на действие в Югославии. Особенно бомбежки Белграда и убийства мирных жителей", — заявил Джеймс Бейкер, в 1989-1992 годах государственный секретарь США.

После таких геополитических побед как Югославия и Ирак, Ливия стала легкой добычей Вашингтона. В Бенгази провоцируются массовые протесты, которые быстро переросли в гражданскую войну. Это потом правозащитная организация "Международная амнистия" проведет расследование, которое установит: преступления, в которых обвиняли Каддафи, были сфальсифицированы. А Независимая международная комиссия по расследованию событий в Ливии обвинит в преступлениях мятежников, которые в городе Бен-Валид применили против подразделений Каддафи боевой газ иприт.

В итоге Ливия превратилась в страну-хаос, а толпы беженцев ринулись в Европу. Но бывший госсекретарь Хиллари Клинтон, скорее всего, не последует примеру своих коллег — она не будет извиняться за Ливию. Вряд ли на это способен человек, который так радуется смерти другого человека.