Тема:

Взрыв в метро Петербурга 1 год назад

Теракт в питерском метро: СВР не раскрывает подробности

Красавец Санкт-Петербург. Город-Герой Ленинград. В Великую Отечественную он пережил такое, что его ли испугать?! Питер и принял недавний удар стойко.

Красавец Санкт-Петербург. Город-Герой Ленинград. В Великую Отечественную он пережил такое, что его ли испугать?! Питер и принял недавний удар стойко. На кадрах того, как из туннеля вышел искореженный взрывом поезд метро, видно: паники не было. Люди, увидевшие смерть так близко, естественно, боялись за свою жизнь, но не паниковали, а помогали друг другу.

Замечательный пример солидарности город дал и наверху, когда петербуржцы стали массово подвозить друг друга. Это отличает Петербург, ведь мы знаем, как в других подобных случаях таксисты норовят брать втридорога и тому подобное.

В общем, Петербург-Ленинград показал себя в эти дни с самой лучшей стороны. Но, конечно, и пережил жуткое. До сих пор таких терактов в нашей северной столице не было.

Не удалось напугать и всю страну. Конечно, люди в эти дни проявляют повышенную бдительность, но не испугались выйти на митинги солидарности и в самом Петербурге, и в Москве, и по всей стране. Это вообще очень важно — отвечать на террор открытостью общества.

Примечательно, что и председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что чрезвычайные происшествия не должны становиться поводом для "закручивания гаек". Больше того, в Думе стали предметно обсуждать корректировку закона о митингах — в плане того, чтобы их можно было проводить, конечно, с соблюдением всех мер безопасности, но свободнее.

Недавно к этому призывали "Вести в субботу". С учетом того что за это время произошло в Петербурге, мы считаем, что это тем правильнее: на террор надо отвечать свободой.

Но, конечно, есть в том, что произошло, и другие уроки. Итак, зайдя в вагон, террорист в Петербурге не мог не видеть, кто его окружает. А были это пассажиры не только европейской наружности. Среди жертв и пострадавших не только россияне и белорусы, но и граждане преимущественно мусульманских Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. То есть самопровозглашенный защитник ислама нанес удар по своим же братьям. Что еще должно произойти, чтобы увидеть: мусульмане и исламисты не одно и то же?

В то же время про убийцу стало известно, что он — этнический узбек, уроженец города Ош в Кыргызстане, который при этом получил гражданство России.

Позиция "Вестей в субботу" в данном случае проста. Подающих на гражданство РФ, конечно же, надо проверять потщательнее, хотя, насколько мы понимаем, петербургский смертник проникся идеями исламистов после того, как получил российский паспорт. Но вообще граждан бы России побольше.

По идее, на это должен работать закон о гражданстве. Наш, по сути, скопирован с британского закона 1981 года. Он, конечно, стимулирует переход в твое подданство выходцев из других стран, но не дает особых преимуществ этническим русским, для которых Россия не просто "магнит", а Родина-мать. Кстати, британцы с тех пор свой закон скорректировали: полноценное гражданство Соединенного Королевства полагается теперь и в британских заморских территориях. Наверное, и в России настало время ревизии с учетом наших особенностей, конечно.

Что конкретно до трагедии в Петербурге, то она показывает, что граждане всех стран СНГ являются потенциальными целями исламистов. Об этом президент Путин заявил в Москве на плановой, но ставшей столь актуальной встрече с руководителями разведок стран Содружества. По ее итогам мы записали интервью "Вестям в субботу" дал директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин.

- Сергей Евгеньевич, вы — ленинградец, закончили Военмех. А Военмех — это по прямой от "Сенной". Наверное, и сами в молодости ездили через эту станцию?

- Военмех, Техноложка и архитектурный…

- Все — ваш район.

- Они все на расстоянии 100-200 метров друг от друга.

- Что сошлось на последнем совещании? На нем же присутствовали представители и Казахстана и Киргизии, чьи граждане, так или иначе, появились уже на горизонте этого расследования. Сужу по сообщениям моих коллег. А как у вас все-таки взаимодействие налажено? У Казахстана есть, по-нашему говоря, ФСБ и отдельно взятая разведка, а у киргизов, по-моему, это единая система, как КГБ была, да?

- Да. В трех странах Содружества — Азербайджане, Казахстане и России органы безопасности и разведывательной службы разделены между собой и представляют в каждой стране два самостоятельных органа. В остальных странах это общий орган.

- Как было при КГБ в Советском Союзе, да?

- Да, где есть и контрразведывательные, и разведывательные подразделения.

- Если появляются такие лица, как появились сейчас по шлейфу Петербурга, кто их выявляет, кто кому передает?

- Добыванием информации о лицах, возможно, причастных к террористической деятельности, занимаются и контрразведывательные, и разведывательные службы. Органы разведки, безусловно, передают эту информацию в органы национальной безопасности, в контрразведку, где сосредотачивается общий массив. Но, повторяю, перед всеми разведывательными структурами, в том числе перед Службой внешней разведки, стоит задача — может быть, это одна из основных задач — добывать разведывательную информацию о лицах, причастных к террористической деятельности, о лицах, подозреваемых в террористической деятельности, о методах работы, о каналах финансирования и так далее.

- И это уже передается в некую единую базу данных?

- Да.

- Что киргизы говорят конкретно? Выходец из этой страны все-таки был вовлечен в питерский теракт. Наверняка вы как-то обменялись информацией, какие-то подробности можете рассказать?

- О подробностях не скажу, но подчеркну вот что. Все без исключения руководители спецслужб, которые приняли участие в совещании, кроме того что высказали искренние соболезнования родным, близким погибших, соболезнования нашей стране в целом, предложили и свою помощь в расследовании этого гнусного, мерзкого и трусливого преступления, в поиске всех лиц, причастных к этому преступлению.

- А в чем она может выражаться, опять же, не раскрывая какие-то служебные тайны. Вот спецслужбы договорились о сотрудничестве, и что?

- Это сотрудничество продолжается уже в течение многих лет.

- 25 лет уже.

- Да. 25 лет назад было подписано Алма-Атинское соглашение "Об основах взаимодействия спецслужб наших государств". Формы взаимодействия разные и на участке противодействия международному терроризму. Это, прежде всего, обмен разведывательной и контрразведывательной информацией, формирование общей базы учета лиц, причастных к этой деятельности и совместное проведение самых разных операций по выявлению и пресечению этих лиц.

- Тем более, я так понимаю, что в странах Центральной Азии многие сотрудники спецслужб — это выпускники российских специальных высших учебных заведений. Так что, в общем-то, что называется, с лейтенантов уже все вместе?

- Да, вы правы. Многие коллеги, особенно руководители специальных служб, учились в наших учебных заведениях.

- И учатся.

- И учатся. В том числе и в учебном заведении Службы внешней разведки. У нас есть академия, есть учебный центр. Поэтому многие коллеги проходят подготовку и переподготовку в наших центрах.

- Еще о списке участников. Понятно, что нет украинцев. Они сейчас на такие совещания, наверное, в Лэнгли, что в Вашингтоне, ездят, скорее.

- Да.

- Но появились представители Туркмении. До сегодняшнего дня эти встречи были закрытыми, поэтому мне трудно судить, были они раньше или нет. Но мы знаем историю участия Туркмении в СНГ как таковом, и вот здесь представитель Туркмении. Это афганская угроза толкает друг к другу даже такие страны, как Туркмения?

- Общая террористическая угроза, другие вызовы, которые стоят перед всеми странами СНГ. И эти угрозы, прежде всего, связаны с процессом радикализации религиозных, национальных и различных политических течений и движений. И бороться с этими угрозами, конечно, необходимо сообща. И это понимают все страны и спецслужбы всех стран, которые были представлены на совещании, в том числе и Министерство национальной безопасности Туркмении.

- Какой может быть ответ не только спецслужб, но и политический на произошедшее? Например, немедленно зазвучали предложения вводить визы для граждан Казахстана и Киргизии, хотя, на мой личный взгляд, дорого стоит фактически свободное передвижение по евразийскому пространству. И второй момент. В этот раз, к сожалению, выходец из Киргизии, но потом в Питере же был инцидент в самолете, слава Богу, благополучно завершившийся, и там был вполне себе наш российский гражданин — дагестанец. Понятно, что всегда звучат в обществе призывы усиления ответственности, дисциплины, порядка, но это должно выражаться в таких полицейских мерах, как, например, введение виз или в какой-то очень аккуратной работе спецслужб?

- К сожалению, такая преступность, а уж тем более терроризм, становится транснациональным, трансграничным явление. И здесь такие меры, о которых вы говорили, например, визовый характер необязательно дают результат. Конечно, результат дает очень профессиональная, кропотливая, каждодневная, ежечасная, ежеминутная работа специальных служб по выявлению готовящихся преступлений. А делается это с помощью специальных сил и средств, которыми располагают службы, — контрразведка и разведка.

- В этот раз, судя по внешним наблюдениям, ФСБ сработала очень четко, в том смысле, что взрыв случился один, второй не состоялся, из-за отключенных сетей мобильной связи. Вообще вы в постоянном контакте с коллегами из ФСБ?

- Да, в постоянном контакте. Сотрудники Федеральной службы безопасности – и надо их за это поблагодарить — делали и делают все для выявления, пресечения, предупреждения этого вида преступности.