В Москве – очередная реставрация до полного уничтожения

Общественное движение "Архнадзор" пытается спасти столичный памятник истории и культуры XIX века – усадьбу Шаховских на Большой Никитской улице. Она подверглась так называемой реставрации с приспособлением, которая уже привела к сносу ряда построек и грозит уничтожить комплекс целиком.

Представители общественного движения "Архнадзор" пытаются спасти один из столичных памятников истории и культуры XIX века. Усадьба Шаховских на Большой Никитской улице подверглась так называемой реставрации с приспособлением. Она уже привела к сносу нескольких построек и грозит уничтожить усадьбу целиком.

Столкновение двух культур – архитектурной и театральной. "Геликон-Опере" стало тесно в старом здании: единственная сцена теперь называется малой. Ради пока не существующей главной во дворе старинной усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской, где и находится театр, перекрывается двор и сносятся флигеля.

Все вместе это стыдливо называется реставрацией, хотя налицо все признаки варварского сноса. "Мы видим промежуточный результат этой реставрации. Еще несколько недель назад за моей спиной было замечательное полукруглое каре старинных усадебных корпусов XVIII века со сводами. Ныне они снесены подчистую. На месте этом расчищенном будет выстроено новое здание музыкального театра "Геликон-Опера", – говорит Константин Михайлов, координатор общественного движения "Архнадзор".

Проект согласован и с Москомнаследием, и с Росохранкультурой, но каждым из ведомств по частям и на разных стадиях. В результате на основании вполне официальных решений уничтожается очередной квартал старой Москвы.

В "Архнадзоре" говорят: это стало возможным из-за несовершенства охранных законов. Они допускают приспособление памятников к новым функциям, но с одной оговоркой. "Наиболее ценные части этого памятника должны охраняться на основании предмета охраны. Но отсутствует определение предмета охраны, и отсутствует методика определения предмета охраны. Таким образом, когда планируется реконструкция памятника, как в данном случае, предмет охраны составляется из удобства реализации этого проекта", – объясняет Наталья Самовер, член совета движения "Архнадзор".

Здесь именно такой случай. Усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских вот уже полвека как федеральный памятник. Но семь лет назад столичные власти приняли решение о реставрации, которое изменило его судьбу.

В данном случае предмет охраны абсолютно беспредметен, нематериален. Здесь охраняется не физическая целостность здания, его подлинность, а лишь некий композиционный замысел. То есть снесенный памятник заменяется похожим на него муляжом.

Усадьба построена в XIX веке архитектором Терским, учителем знаменитого Шехтеля. Она представляла собой фантазию на темы древнерусского зодчества. Теперь все внешние декоративные элементы окажутся спрятанными внутрь – под новую крышу. Первоначальный замысел будет изменен.

"Есть архитекторы-реставраторы и есть архитекторы оригинальные, те, кто создает новые образы. И вот этим вторым на памятнике архитектуры делать нечего. Они могут только приспосабливать памятники для жизни – строить туалеты, инженерные коммуникации, додумывать интерьер, если интерьер утрачен. Но создавать новый образ на месте уже созданного образа они не должны", – уверен писатель, краевед Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения "Архнадзор".

В "Архнадзоре" намерены защищать памятник в судебном порядке. Пока не началась стройка, еще есть возможность превратить реставрацию в кавычках в просто реставрацию. И воссоздать утраченные элементы усадьбы.