Удар по Сирии: констатация мифов и диванные эксперты

Как оппозиции, так и террористам в Сирии очень понравилось, что их провокация с химоружием обернулась ракетным пуском по правительственной военно-воздушной базе.

Автор: Дмитрий Киселёв

Как оппозиции, так и террористам в Сирии очень понравилось, что их провокация с химоружием обернулась ракетным пуском по правительственной военно-воздушной базе. И теперь у террористов — чувство, что, оказывается, можно воевать и чужими руками, точнее американскими ракетами. Вот они и развозят, как замечает российская разведка, новые партии отравляющих веществ в четыре района Сирии.

Хан-Шейхун, аэродром Джира, Восточная Гута, Алеппо — именно там они планируют под камеры инсценировки химических атак Асада, чтобы потом с этими фотографиями заплаканная дочка Трампа Иванка прибежала из своего кабинета в Белом доме к папе, а тот опять бы нажал красную кнопку ракетного пуска по правительственным силам Асада. Болванчики из НАТО в ответ опять закивают — схема отработана. Так что это было?

Автор: Антон Лядов

Доклад американского Белого дома — три с половиной страницы убористым шрифтом — вот он, аргумент США в пользу запуска 59 крылатых ракет по сирийской базе. Формулировки "США уверены", "имеют убежденность", что Асад якобы устроил химическую атаку против собственного народа, сменяются строчкой "мы не можем обнародовать данные разведки" — имеется в виду для подтверждения. При этом дают понять: то, что вы прочтете ниже, откроет вам глаза на правду.

"Это неуклюжая любительская работа", — считает Теодор Постол, профессор Массачусетского института США.

"Это неправда", — говорит журналист Рик Стерлинг.

"Это констатация мифов, а не фактов", — уверен Питер Форд, в 2003-2006 годах — посол Великобритании в Сирии.

"Мы имеем дело с пропагандистской записью", — считает Бернд Бидерман, полковник ПВО Германии в отставке.

Эксперты Соединенных Штатов, Великобритании, Германии, Швеции вопросом, где Вашингтон взял настоящие доказательства вины Асада, задаются вторую неделю.

Например, человек, называющий себя "доктором" ведет репортаж: "Госпиталь переполняется, люди были атакованы каким-то видом химиката. Это не хлор". Через минуту 15 секунд он забывает о сказанном — и уже снова версия — хлор.

Человек, называющий себя в социальной сети "репортером" разместил сообщение. Оно датировано 3 апреля. "Завтра мы запускаем медиакампанию, чтобы освещать авианалет на сельские районы Хамы, включая использование химического оружия", — говорится в сообщении.

В Интернете тут же отреагировали: "Как это событие попало в Тwitter до того, как оно произошло?"

Профессор одного из самых престижных технических институтов мира — Массачусетского технологического — Теодор Постол провел собственное расследование. Имея за плечами опыт работы в Пентагоне, он был советником главнокомандующего ВМС США. Он проанализировал форму воронки от бомбы, которую якобы сбросили с самолета, изучил куски, которые называют остатками боеприпаса.

"Труба вдавлена внутрь сверху. На изображении четыре показана возможная конфигурация устройства по распылению зарина, которое могло использоваться. Если это действительно механизм, используемый для распространения зарина, то получается, что труба с зарином была помещена на землю людьми, находящимися на земле, а не упала с самолета, — пришел к выводу Постол. — Это не было сделано с воздуха. Она раздавлена снаружи. Это не тот аппарат, который сбрасывают с самолета. Оно должно было быть размещено на земле. Но я не уверен, что все произошло так. Я думаю, то, что мы имеем, — это ситуация, где произошла серьезная фальсификация, постановка".

Вопросы к форме воронки появились и у германского полковника ПВО в отставке Бернда Бидермана. "Абсолютно непохоже на применение химоружия. У химических боеприпасов нет взрывного эффекта, как, к примеру, у артиллерийских снарядов или бомб, которые предназначены для нанесения физических повреждений. С высокой долей вероятности можно утверждать, что на фотографии не запечатлен химический снаряд", — считает военный.

То же самое заметил и доктор военных наук Константин Сивков.

"Если бы это был химический боеприпас, то воронка была бы очень мелкая и широкая. А она глубокая и небольшая по размеру", — полагает Константин Сивков, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор военных наук.

В роликах, выложенных в Интернет, впрочем, утверждают: атака — химическая. Тип газа — тот же самый, что в итоге вписали в доклад Белого дома, — зарин. Словно друг за другом повторяют и активист на месте, и журналист с сирийско-турецкой границы, и человек, стоящий у воронки.

"Человек находится в метре. Это просто невероятно! Это невозможно! Не может быть и речи о том, что после разрыва химического припаса с зарином там можно ходить, бегать и даже показывать движение. Это очень несерьезно. В грунте в течение нескольких дней концентрация такова, что человек — либо инвалид, либо труп" – подчеркнул Сергей Голубков, в 1977-1992 годах — первый заместитель министра химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР, профессор, вице-президент Российской гильдии химиков.

Человека возле воронки зовут Хади Алабдалла. Пользователи социальных сетей его узнали моментально. В Интернете сохранилось много видеозаписей. Например, Алабдалла, называя "героями" людей вокруг себя берет интервью у лидера джихадистской группировки Jund al-Aqsa (запрещенная в РФ организация).

Еще один так называемый свидетель трагедии в Идлибе доктор Шаджуил Ислам, говорящий на британском английском. Западной прессе он хорошо известен.

Пять лет назад он предстал перед Вестминстерским судом по обвинению в похищении фотографа Джона Кентли в Сирии и находился в предварительном заключении. Он держал в плену в лагере исламистов в течение недели Джона Кентли и голландского журналиста Йерун Урлеманса против их воли.

Тем не менее Шаджуил продолжает вести репортажи. Еще один ролик от 4 апреля 2017-го. В левом верхнем углу — логотип популярной на Западе организации "Белые каски". Людей поливают водой. Кадры отсматриваем с академиком, бывшим главным токсикологом Министерства обороны Генрихом Софроновым.

"Нужны неотложные медицинские мероприятия, а здесь какая-то демонстрация. С точки зрения неотложной токсикологии это какой-то нонсенс. Вода в данном случае бессмысленна", — сказал Сафронов.

Организацию "Белые каски" на инсценировках ловят постоянно. Но при этом ее номинировали на Нобелевскую премию мира.

"Белые каски" — это главным образом инструмент пропаганды на службе политических интересов. Их основная задача — внушить, что в Сирии идет гражданская война и Асад воюет со своим же народом", — отметил Марчелло Феррада де Ноли, глава организации "Шведские врачи за права человека".

К кадрам "Белых касок" с места трагедии в Идлибе 4 апреля много вопросов. Все точки над "i" можно было бы расставить, если бы профессионалы из Организации по запрещению химического оружия при ООН вовремя оказались на месте в Сирии.

"Я бы это сформулировал совершенно жестко как специалист. Здесь недостаточно аргументов для утверждения, что это — последствия химической атаки, но достаточно аргументов, чтобы начать серьезное профессиональное расследование", — сказал Генрих Сафронов.

"Почему этих экспертов не привлекают на такие факты? Им хватило бы нескольких часов для того, чтобы прибыть на место в защите, которая у них по рангу обязана быть при себе. Им бы потребовались буквально минуты на то, чтобы сказать, что там было", — считает Сергей Голубков.

Именно эти эксперты международной организации в течение трех лет отвечали за уничтожение химического оружия сирийской армии. С 2013-го по 2016 годы из Сирии вывезли все химикаты с десяти объектов, к которым был доступ у правительства страны.

Два объекта находятся в районах, где постоянно ведутся боевые действия, причем один из них — в Восточной Гуте — контролируется боевиками "Джебхат ан-Нуср (запрещена в РФ)ы" (запрещенная в РФ организация). Именно в Восточной Гуте в 2013 году мирное население атаковали с помощью химического оружия: вылили 350 литров химикатов и так же, как сейчас, пытались обвинить Асада. Обама угрожал бомбардировками. Вину правительства в итоге так и не доказали.

Сирийские военные до сих пор периодически обнаруживают кустарные лаборатории боевиков. Чаще всего их располагают в хорошо укрепленных районах. Версия произошедшего 4 апреля в Идлибе, которую Запад не торопится рассматривать, — распространение химикатов могло произойти после того, как сирийский самолет попал в склад химических боеприпасов боевиков.

"Идлиб — это район, контролируемый боевиками достаточно давно. И там создана оборонительная структура, в том числе лаборатории по изготовлению химического оружия", — рассказал Борис Долгов, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

- Уже появились некие "диванные" эксперты, которые говорят о том, что снаряды хранятся отдельно, что если сбросить, взрыва не произойдет, растечения химического вещества не произойдет. Это правда?

- Нет. Если разбомбить склад химических боеприпасов, то заражение будет таким же полноценным в виде жидкости. Несколько изделий обязательно дадут течь, и этого хватит — будет полное поражение, — отметил Сергей Голубков.

За комментариями по всем вопросам "Вести недели" обратились в организацию в Гааге ОЗХО. Единственный ответ на данный момент: "без комментариев".